Закулисье цирка — глазами пензяка, акробата с 10-летним стажем Александра Христофорова
Последние несколько месяцев вместе с русской труппой он колесил по Англии
— Всю жизнь мечтал побывать в Лондоне и Ливерпуле. Правда, когда узнал, что Биг-Бен на самом деле никакой не «биг», что наш Кремль гораздо выше, — даже не поехал на него смотреть, — улыбается мой собеседник. — Зато прокатился на знаменитом колесе обозрения, погулял по Трафальгарской площади и в Харвудском лесу, а в Ливерпуле сходил в музей «Битлз».
Самые главные впечатления пензенского акробата — от работы. И они, увы, не самые радужные.
— Еще десять лет назад цирк можно было назвать большой семьей, — говорит Александр. — А теперь людей испортили деньги: каждый сам за себя. Сложный номер ставят не для того, чтобы быть лучшим в своем жанре, доказать самому себе «и это смогу!», а ради высокого гонорара. Все это очень грустно и портит атмосферу...
Например, артисты и сейчас в свой единственный выходной собираются на вечеринки. Но эти встречи больше похожи на фуршеты в больших гостиницах, где, потягивая коктейли, незнакомые люди улыбаются друг другу, ведут светские беседы, но когда расходятся по своим номерам, никто не знает, что у другого на сердце.
— За несколько месяцев в Англии я не нашел друзей, хотя труппа была русскоязычная, — добавляет Александр. — Зато уже десять лет поддерживаю отношения с ребятами, с которыми работал на заре карьеры. Нас разбросало по разным уголкам страны, но мы не забываем друг друга.
Скучал по цирку
Саша Христофоров родился и вырос в Пензе. Его отец, Виктор Христофоров, бессменный руководитель известной студии пантомимы, в шесть лет отдал сына в цирковую школу — «чтобы на улице ерундой не занимался».
Времени и сил на ерунду действительно не оставалось. С утра уроки в обычной школе, а после обеда — полноценная программа в цирковой. Пластика, актерское мастерство, жонглирование...
Свое направление Саша выбрал быстро — акробатика. В 16 лет парень уехал в Москву, устроился на работу в Росгосцирк.
— Первые месяцы было так тяжело, что каждую ночь плакал в подушку, — вспоминает он. — Скучал по семье, по родному городу, по друзьям. Затем втянулся.
Вместе с труппой цирка восемь лет гастролировал по стране — от Украины до Дальнего Востока. А потом пришла любовь...
Это случилось в Краснодаре. С будущей женой Саша столкнулся в фойе, разговорились, договорились о встрече. Скоро стало ясно, что расставаться молодые люди не хотят. Нужно было решать: либо они остаются в Краснодаре, либо вместе будут ездить из города в город. Саша остался.
Наверное, это решение и стало началом конца: молодой человек чувствовал, что теряет себя. Кем он только ни работал — грузчиком, строителем, водителем, экспедитором...
— Часто просыпался и внутренне искал повод, чтобы не идти на работу, — признается он. — Очень скучал по цирку. И потому иногда ноги сами вели к цирковой гостинице, где останавливались гастролирующие труппы. С ними было хорошо, я чувствовал себя «своим», но жена противилась этому общению.
Через пять лет брак распался. Саша уехал в Москву, и буквально через пару дней ему предложили ехать на гастроли в Англию.
Зачем нужен страх
Александр стал частью номера, в котором участвовали 12 человек. Он назывался «Акробаты на подкидных досках под руководством Анатолия Рубана». Каждый день артисты давали по два представления.
— В свободное время я часто гулял, брал велосипед и ехал куда глаза глядят, — рассказывает Александр. — Большинство моих коллег привлекали ночные клубы и рестораны, а мне по душе достопримечательности.
Если говорить об английской публике, то, по словам Христофорова, она сдержанная, холодная.
— Бывало, всю программу у людей вообще не менялось выражение лиц, — отмечает Саша. — Так что было сложно понять: нравится им выступление или нет. В России все по-другому: зрители не скупятся на эмоции — кричат, подбадривают артистов, а иногда устраивают настоящие овации.
У работников цирка, как и у театральных актеров, есть страх сцены.
— Перед каждым выступлением — внутренняя дрожь, — признается Саша. — Боюсь, вдруг что-то пойдет не так и я опозорюсь перед всем залом.
Хотя за всю его карьеру это было всего раз — в первый год работы. Он ехал на велосипеде по краю арены, широкая штанина зацепилась за педаль, парень не справился с управлением и упал на девушек в первом ряду. Те перепугались: «Ничего не сломал?».
— Со мной было все в порядке, но подняться я не мог, — Саша улыбается воспоминаниям. — Поэтому со сцены меня унесли. Из-за этого инцидента представление задержали на 15 минут.
С тех пор внештатных ситуаций больше не возникало. Да, были вывихи и растяжения, но зрители об этом не знали.
— Вообще, страх на сцене нужен, — делится опытом Саша. — Те артисты, которые ничего не боятся, как правило, и получают самые тяжелые травмы и увечья. Ведь часто мы работаем под куполом без страховки...
Глазами клоуна
«Ты клоун?» — часто спрашивают Александра новые знакомые, когда узнают, где он работает.
— Я бы, может, и хотел им быть, но, видимо, не дано, — улыбается он. — Не могу расслабиться и импровизировать, когда на тебя смотрят две тысячи человек.
— Вообще, клоун — самая сложная профессия, — убежден Саша. — Он должен уметь все, что делают остальные, да еще и смешить людей.
Много лет назад Саша был на юбилее знаменитого клоуна Анатолия Марчевского. Тот на глазах сотни друзей, которые приехали с разных уголков планеты, проехал под куполом цирка на велосипеде по тонкому канату. Причем без страховки.
— До сих пор вспоминаю — и мурашки по коже, — говорит Христофоров. — Я не сделал бы этого даже со страховкой, несмотря на то что я вдвое моложе Марчевского.
Один раз в жизни пензенец вышел на арену в качестве клоуна. Его просто поставили перед фактом: надо! Тогда один мим серьезно заболел.
— Я говорил заученные фразы, неплохо отработал номер, — вспоминает артист. — Зрители хлопали и смеялись. Но повторить этот опыт не хочу.
… Несколько недель назад Саша приехал в Пензу, к родителям. Его приглашали на гастроли в Китай, но он от контракта отказался: слишком невысокий гонорар.
— Да и не было никогда такой мечты — побывать в Поднебесной, — улыбается он. — Хочется увидеть Германию и Испанию. Не могу сидеть на одном месте: точно знаю, что через пару месяцев буду за тысячи километров от дома...
15 лет назад в цирковой школе при гимназии №13 г. Пензы учились примерно 300 ребят. Многие мечтали работать за границей, а если повезет, попасть в труппу цирка Дю Солей.
По словам Христофорова, в профессии остались считаные единицы. Человек десять работают в Москве, в Цирке на Цветном бульваре, у братьев Запашных или в Росгосцирке. Пара артистов ездит по миру с цирковыми труппами. В Дю Солей много русских, но пензяков среди них нет. Пока...
Автор: Ирина БАЛАШОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER