Зачем актер сериала «След» приезжал в пензенскую заброшенную деревню

Влад Маленко ставит спектакли, проводит поэтические фестивали, пишет басни, снимается в кино

Зачем актер сериала «След» приезжал в пензенскую заброшенную деревню

Кто скажет, чем знаменита Павловка бывшего Беднодемьяновского района? Да, это была зажиточная русская деревня, но с 1987 года она исчезла с карты области, потому что люди, ее населявшие, разъехались по разным краям. Тем не менее для нас она важна прежде всего тем, что там начинается родовая ниточка известного современного московского поэта, актера и режиссера Влада Маленко. 

Книга года

— Российский союз писателей назвал ваш сборник стихов «Море волнуется разное» лучшей поэтической книгой 2020 года. В ней собраны и басни, и лирика, и детские стихи. Но главным героем является море. Почему?

— Попробую обойтись без древнегреческого пафоса... Мы ведь все вышли из моря. И в него же уйдем. Вообще, я часто лекции для молодых людей начинаю с того, что море — лучший поэт. У моря учились Гомер, Пушкин. Оно вечное. И свобода — это синоним моря. Главная цель искусства вообще — это колебание, волнение. И в результате — отсутствие смерти, скажем так. У моря есть все эти качества.

В этой книжке — и слезы, и жизнь, и любовь, и философия, и гражданская позиция, и сатира. То есть, по сути дела, это я — вода жизни. 

— В книге есть строки: «Стихи нужны из сотни одному, верней — одной, точнее — никому». Сегодня на специализированных сайтах книги отдают по 100, по 50 рублей, даже просто «в добрые руки», чтобы только не выбрасывать на помойку вчерашние вечные ценности. И все равно не берут. Что делать?

— Уже все случилось: условно, метафорично говоря, война проиграна. Мы, кто любит и ценит книгу, теперь партизаны. Каждый спрятался в своей башне, в своем лесу. Но надо расширять влияние этих башен, этих лесов. Пропагандируя культуру, мы должны быть сейчас агрессивны, а мы пока только наблюдатели. Действовать надо жестче. Что-то вроде: не прочтешь Пушкина — тебе будет отказано в еде. И это должно идти сверху. Как сказал Достоевский устами старца Зосимы: «За людьми сплошь надо как за детьми ходить, а за иными как за больными в больницах». 

Идет война за души людей, и в этой войне Слово — мощнейший инструментарий, более важный, нежели танк, самолет или ракета. 

— Ну а вы что сейчас что читаете? И читаете ли? 

— Я люблю читать несколько книг параллельно: сейчас домусоливаю «Улисс» Джеймса Джойса, кое-что почитываю из Ивана Сергеевича Тургенева, кое-что из Замятина. Эти три книги у меня на столе. 

— А что вы, будучи человеком умным, сформировавшимся, мировоззрение которого уже трудно поколебать, ищете в книгах? 

— Я ищу ключи. В «Улиссе» колоссальное количество поэтических ключей. Не зря «Улиссом» так восторгался Набоков, абсолютный эстет. Мне нравится мысль о том, что эстетика определяет этику.


Фестиваль

— С 2014 года вы проводите «Филатов-Фест», который сегодня стал самым крупным в России фестивалем молодой поэзии. Но нуждается ли молодой поэт в поддержке? У нас издавна принято считать, что талант дорогу пробьет сам…

— Да, нуждается. Чем поэт талантливее, тем он более хрупкая личность. Да, люди считают, что поэт со всеми проблемами справится сам. Нет! С поэтом надо заниматься, нянчиться.
За семь лет, что проводится фестиваль, появилась масса замечательных ребят, и мы им помогли: изданы книжки, многие авторы были задействованы в наших спектаклях, снимались в роликах, участвовали в творческих поездках. Единомышленники у нас есть везде: от Москвы до Владивостока. И даже в других странах: в Белоруссии, Германии, Израиле.

— Почему для названия фестиваля было выбрано имя Леонида Филатова? 

— Тут все сошлось. Ну и плюс моя личная связь с Леонидом Алексеевичем — он поддержал меня, когда я делал первые шаги в поэзии. Я пришел к нему домой в солдатской форме с тетрадкой своих стишков. Леонид Алексеевич вышел в халате, взял мою тетрадку и начал читать. Я сидел в соседней комнате. Вдруг — стук в стенку. Зовут объявить приговор. Вхожу в комнату, там сигаретный дым — хоть топор вешай. На большом диване сидит Леонид Алексеевич, позади него на стене висит афиша фильма «Экипаж»…

Я присел на краешек дивана, а Филатов начал говорить хорошие слова и читать написанное мною. Я сидел и думал: это мои слова в устах Филатова!
А потом помчался в Строгино, собрал своих ребят и говорю: «У меня сегодня праздник жизни: мне Филатов сказал, что я в «Юности» напечатаюсь! Давайте портвейна выпьем!» 


Басни

— Влад, почему вы выбрали именно жанр басни, который считается самым сложным? 

— Басни сами пришли на помощь... У меня, тогда ведущего артиста Театра на Таганке, бывало до 29 спектаклей в месяц. Мой педагог, который и привел меня в Театр на Таганке, и Юрий Петрович Любимов, художественный руководитель театра, поссорились. А тут еще проявилась зависть коллег по цеху... Я был поставлен перед выбором: оставаться в театре, но тогда я чувствовал бы сердцем подлость, либо уходить. В итоге я написал заявление об уходе.
Но этот разрыв был трагическим, так как Юрия Петровича я страшно любил. И он меня любил. Поэтому от моего педагога в конце концов я тоже ушел. В никуда. 

Не знал, куда себя деть в семь часов вечера, в то время, когда в театре начинаются спектакли. Сердце болело в прямом смысле. Закрывал глаза — и видел репетиции. И, чтобы избавиться от этого состояния, начал писать басни. Они стали рождаться от потребности что-то делать на таком же уровне, на каком я вкладывался в театр.

— Что вы посоветовали бы начинающему поэту или писателю?

— Мы должны отрываться от земли и выдумывать, ребята. А потом соединять выдумку с абсолютно железным, агрессивным навязыванием этой фантазии другим. 

— В 2021 году вы отметили свое 50-летие. Что изменилось? Какой-то итог можно подвести?

— Да я даже не заметил этого юбилея. Разве что давление у меня начало скакать. Врачи долго проводили обследование и пришли к выводу: это происходит оттого, что я — поэт. Когда пишу стихи — давление поднимается. А прекращаю — опускается. Поэтому я все время нахожусь между молотом и наковальней. Но я учусь радоваться каждой минуте!

Несмотря на свою занятость, Влад является частым гостем в нашей области. Он не раз приезжал в Пензу со спектаклями, навещал в Кузнецке маму солдата Евгения Родионова, которому на первой чеченской войне террористы отрезали голову, потому что русский парень отказался предать православие. 

Однажды Влад приехал в Павловку, вырыл из-под снега землю и отвез ее на могилку бабушки, которая похоронена в Подмосковье… 

Из досье
Влад Маленко — художественный руководитель Государственного музея Сергея Есенина в Москве, основатель и худрук Московского театра поэтов, художественный руководитель Всероссийского фестиваля молодой поэзии и драматургии имени Леонида Филатова «Филатов-Фест». 
Во время второй чеченской кампании являлся военным корреспондентом телеканала «ЦТРС» Министерства обороны России. Награжден медалями и знаками отличия ВВ МВД России. 
Постоянный диктор акции «Бессмертный полк» на Красной площади. 
Снимался в нескольких телесериалах, в том числе в культовом сериале «След». 

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER