В Пензе скончался актер «Кукольного дома» Андрей Каваев

В Пензе скончался актер «Кукольного дома» Андрей Каваев

«Я знаю, что нравлюсь, что потешный», говорил о себе любимец публики

В субботу, 8 октября, не стало актера пензенского «Кукольного дома» Андрея Каваева. На следующий день в театре были отменены все спектакли.

— Дорогие друзья. Случилась ужасная трагедия. Ушел из жизни замечательный человек, любимый зрителями артист нашего театра, Андрей Каваев. Сотрудники театра выражают искренние соболезнования родным и близким, — говорится на официальном сайте культурного учреждения.

Андрею Каваеву было 53 года, но выглядел он моложе. А чего ждать от человека, который больше 25 лет «играет в куклы»?

Дело, конечно, очень серьезное, требующее мастерства и стопроцентной отдачи, но все же сказочное. И как люди выбирают такие профессии?

— В юности я жил в Свердловске. В 1980 году после окончания школы решил поступить в театральное училище. Но на «драму» был очень большой конкурс, и я, недолго думая, перешел на «куклы», — рассказывал Андрей Каваев в интервью «Пензенской правде» несколько лет назад.

Вот так обычно люди попадают в необычный мир. После окончания училища Каваев несколько лет работал в Свердловске, Новоуральске, а потом переехал в Пензу, на родину отца и матери. Сразу пришел к Владимиру Бирюкову, художественному руководителю «Кукольного дома». Тот только глянул на его чудесное доброе лицо, лукавые глаза — и сразу взял в труппу.

Вот чьи-то желания исполняет золотая рыбка, а у Андрея был волшебный «Золотой цыпленок» — так назывался его первый спектакль, который и по сей день в репертуаре, хотя минуло 17 лет.

Смех, да и только

А сколько за это время сыграно котов, собак, попугаев, тигрят и зайчиков! Все роли, как правило, смешные.

— Андрей — блистательный, острохарактерный артист, с хорошим чувством юмора, обаянием, энергетикой, — говорил о нем Владимир Бирюков.

Никто так, как он, не может развеселить публику. С первых его реплик в зале раздается смех. Зрители, особенно взрослые, запоминают яркого артиста: во многих спектаклях существует «открытый план», где актеры наравне с куклами являются действующими лицами.

— Я знаю, что нравлюсь, что потешный, — говорил Андрей. —  Сажусь в маршрутку, мне тут же передают пригоршню мелочи. «Меня, что ли, ждали?» — спрашиваю, и все пассажиры расхохотались. Пришел к врачу, а доктор, увидев меня, сразу захихикала. Оказалось, она меня видела в каком-то спектакле. «Вы такой смешной», — говорит. Вообще, у меня много поклонников, узнают на улицах, приветствуют. А я человек общительный, с удовольствием разговариваю со всеми.

Куклы — как люди

Кукол Каваев называл живым инструментом. Необходимо только вложить в них душу, наделить характером, привычками, чувствами. Правда, это не так уж легко. Как, скажите, представить, какой характер у медведя? Вместе с режиссером придумывали образ, Андрей добавлял свои черточки, наблюдая за поведением людей на улицах — у нас хватает и «медведей», и «медвежат».

Нелюбимых ролей, так же как и кукол, у актера не было:

— Если режиссер сказал: «Будешь играть ежика», значит, будешь играть. И постараешься сделать все возможное, чтобы роль получилась — нравится она тебе или нет. В этом и состоит профессионализм. И хотя порой бывает тяжело, мысли уйти из театра меня не посещают. Мое место — здесь.

Тот, кто думает, что труд кукольника легкий, ошибается. Играть по три-четыре спектакля в день, держа в руках тяжелую куклу, само по себе непросто, а ведь надо еще отдавать публике свои эмоции. Сыграть, а не просто проговорить текст. Да и как схалтурить, если на тебя завороженно смотрят дети?

Игры во сне

Театр не отпускает никогда, даже ночью.

— Всем актерам часто снятся сны, будто во время спектакля они забыли слова, — рассказывал Андрей. — Просыпаешься в панике. На самом деле таких ситуаций на сцене не бывает. Если запамятовал текст, начинаешь импровизировать.

Зато на сцене случаются другие неприятности. Например, кто-то из актеров может уронить на партнера куклу, которая порой имеет значительный вес.

— И вот падает на тебя такая «кувалда», а ты только вышел, тебе еще играть целый спектакль, а голова гудит и зубы шатаются, — вспоминал Андрей. — Так что всякое бывает. В спектакле «Жили-были» я раздаю зрителям настоящие пирожки. Они лежат на подносе под салфеткой. Однажды мой партнер в запале так резко ее сорвал, что все пирожки разлетелись по сцене, как гранаты. Три штуки я поймал и все-таки передал в зал.

Со своим театром Андрей побывал на гастролях, фестивалях и конкурсах в разных городах России и разных странах — Сербии, Польше, Иране. Везде зрители принимают пензенских артистов очень хорошо.

В Сербии несколько лет назад международное профессиональное жюри присудило Андрею Каваеву и Антону Некрасову призы в номинации «Лучшая актерская работа» за спектакль Владимира Бирюкова «Жили-были…». Эта награда не единственная — премий и дипломов в жизни Каваева было немало:

— Конечно, это приятно, но загордиться нет оснований. Главное для меня — удовлетворение в работе.

Прощание с Андреем Каваевым пройдет в среду, 12 октября, с 9.00 до 10.00 в ритуальном зале на ул. Светлой, 1. В 8.20 от «Кукольного дома» будет организован автобус.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке