В Пензе с успехом прошла премьера спектакля «Свадьба Кречинского»

В Пензе с успехом прошла премьера спектакля «Свадьба Кречинского»

Что такое деньги и что такое любовь? Вот два главных и очень неоднозначных вопроса, ответы на которые попытался найти вместе со зрителем Алексей Зыков, режиссер-постановщик музыкального спектакля по одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина.

Премьера авантюрной комедии «Свадьба Кречинского» о промотавшемся великосветском шулере, надеющемся поправить свои дела выгодной женитьбой на дочери провинциального помещика, с успехом прошла 2 апреля в областном драмтеатре им. А.В. Луначарского.

— Да, Сухово-Кобылин назвал свое произведение комедией, но это не тот автор, после произведений которого люди, вдоволь посмеявшись, надолго остаются в приподнятом беззаботном настроении. Он заставляет думать, — говорит Алексей Зыков.

«Свадьба Кречинского» — это об огромной, всепоглощающей любви к деньгам, безжалостной к людям и сметающей на своем пути все живые, искренние проявления нормальных человеческих чувств.


Колокол пророчит беду

На сцене — бурлящий водоворот светского общества Москвы XIX века, куда неведомым ветром занесло семью сельского помещика Муромского (Сергей Дрожжилов) с единственной дочерью Лидочкой — девицей на выданье (Яна Дубровина) — и свояченицей Анной Атуевой (Вера Дупенко). Здесь же их сосед по имению Владимир Нелькин (Юрий Землянский), имеющий виды на хорошенькую Лидочку. Кстати, если у Сухово-Кобылина этот персонаж одиозный, то Зыков, напротив, представляет Нелькина чуть ли не единственным адекватным человеком в окружении Муромских, готовым раскрыть истинное лицо главного героя — карточного шулера Михаила Кречинского (Сергей Казаков). Не от обиды, что срывается выгодная партия, а потому что он искренне любит и Лидочку, и всю ее семью и чувствует, как над ними сгущаются тучи.

Собственно, не очень-то нравится порядком потасканный, но обаятельный светский повеса и игрок старику Муромскому. Да и влюбленная Лидочка, рассказывая тетушке о своих чувствах к Кречинскому, вдруг тревожно говорит: «Мне плакать хочется… У меня сердце бьется, бьется и вдруг так и замрет». 

Символически пророчит беду и чрезвычайно громкий дверной колокольчик в доме Муромских, от которого вздрагивают и сами хозяева, и гости. У Алексея Зыкова это настоящий вечевой колокол, главный образ спектакля:

— Я не придумываю художественный образ, он рождается в голове после первого прочтения той или иной пьесы. Когда я читал Сухово-Кобылина, я четко представил на сцене огромный колокол…


Когда отключается разум

Но никто из действующих лиц уже не слышит ни голоса разума, ни сердца. Все они втянуты в большую игру, став марионетками в руках опытного кукловода Кречинского. Обольститель, шулер со стажем, он легко ставит на кон честь, любовь, судьбу. Сергей Казаков, играющий Кречинского, не жалеет для своего героя ярких красок. Вот он в гостиной у Муромских с шармом обольщает и без того влюбленную по уши Лидочку, строит глазки Анне Антоновне, и мастерски подстраивается под жизненные убеждения Петра Константиныча.

Вот он в ярости кидается на своего приятеля, такого же мошенника Расплюева (Николай Шаповалов) за то, что тот в очередной раз проигрался в карты и не добыл денег на уплату долгов. А вот бьется в истерике под угрозой разоблачения от купца Щебнева (Артем Давыдов). В этот момент от обаяния Кречинского не остается ни следа, он не просто омерзителен — он страшен.



Его относительно невинная махинация с бриллиантом Муромских могла бы завершиться благополучно, и никто бы от нее не пострадал. В конце концов, ее можно было бы даже простить, если бы Кречинский любил Лидочку. Но игрока не привлекает ни ее молодость, ни красота, ни чистая душа, ни склонность к самопожертвованию. Его единственная любовь — деньги!

И когда обман раскрывается — выдыхаешь с облегчением: как хорошо, что на этот раз у мерзавца сорвалось. Только безумно жалко юную Лидочку, которой отравили жизнь. Переживет ли она такой удар? Впрочем, режиссер, в отличие от автора пьесы, оставляет девушке надежду: любящий Нелькин где-то неподалеку.

Несмотря на антураж XIX века, спектакль созвучен современности. Ведь за 160 с лишним лет, прошедших с момента написания «Свадьбы Кречинского» люди не очень-то изменились.



Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER