В Пензе показали триллер… по пьесе Островского

В областном драмтеатре состоялась вторая премьера 230-го сезона

В Пензе показали триллер… по пьесе Островского

Творчество Александра Николаевича Островского в Пензе любят. Только за послевоенные годы в нашем театре поставлено 38 спектаклей по его пьесам.  Ну а теперь сама Мельпомена велела — в 2023 году грядет 200-летие со дня рождения драматурга.

Нестареющая классика 

Пьеса «На бойком месте» — не самая известная: она не входит в школьную программу, но Островский считал ее одним из ярчайших своих произведений.

ФОТО
 
— Очень необычная, очень загадочная. — В ней есть все — отравления, грабежи, любовный треугольник. Это, пожалуй, настоящий триллер, — объяснил выбор постановки художественный руководитель театра Сергей Казаков.

Режиссер Кирилл Заборихин говорит, что сознательно отказался от массивных выгородочных декораций. На сцене — туманное пространство, грязная, ухабистая дорога, освещенная фонарем, да верстовые столбы…

DSC_0488.jpg

Кирилл раскрывает больную для Островского тему погибающей чистой души, луча света, гаснущего в темном царстве.

В Аннушке (ее сыграла Юлия Кузнецова) из этой пьесы есть что-то и от Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы», и от Катерины из «Грозы». Она тоже ищет любви, сострадания и справедливости, но не находит.

Да и можно ли найти их в этом страшном месте?

Комедия или драма?

Ради денег пожилой хозяин постоялого двора Вукол Бессудный (Сергей Дрожжилов) и его молодая жена Евгения (Вера Дупенко) готовы на преступление. Хозяин заставляет супругу опаивать и ублажать богатых постояльцев, чтобы больше тратили. И даже помещик Павлин Миловидов (Юрий Землянский), которого полюбила Анна, привык жить в мире лжи и порока. Недаром автор дает ему говорящие имя и фамилию. Роль покорителя женских сердец ему определенно удалась.  
Интересно, что сам Островский жанр этой пьесы определил как «комедия».  Но это попытка улыбки сквозь горькие слезы.

— Этот поиск радости там, где ее нет и явно не может быть! — так сказал перед премьеров режиссер.

DSC_0261.jpg

Аннушка в исполнении Кузнецовой — не простоватая девушка, которую легко обмануть смазливому барину, а мятежная, ранимая душа, обманывающая сама себя, потому что не хочет верить, что мир может быть настолько жесток.

Ее соперница в любви Евгения (Вера Дупенко) в пьесе — один из центральных персонажей. У Островского это хитрая, волевая, расчетливая баба, которой тошно от чужого счастья. У Дупенко же она получилась другой. Евгения только кажется холодной и хваткой, а на самом деле ей тоже хочется настоящей любви. И в финале пьесы к ней даже испытываешь сострадание.
  

Жизнь собачья

В спектакле много интересных режиссерских ходов. Это и перманентно моросящий с неба дождь, как будто льющий слезы о судьбе этого темного царства, в котором никто уже не способен плакать. Это и монолог Павлина Миловидова о любви, который превратился в необычный диалог. Ради него из зала на сцену пригласили зрителя, чтобы тот за рюмкой выслушал душевные терзания героя. Кстати, незнакомец хорошо сыграл! Неожиданная роль не предполагала слов, но жесты и мимика были выразительными.

DSC_0201.jpg

В пьесе есть еще один бессловесный персонах — Гришка. Но если у Островского это слуга Миловидова, который по ходу действия изредка бросает незамысловатые реплики, то у Заборихина это … пес. Он радуется одной только Аннушке, которая его жалеет. Остальные же хотят то водкой ради забавы напоить, то пнуть.

Впрочем, так до конца и не ясно, то ли это на самом деле собака, сыгранная человеком (Андрей Шошкин), то ли слуга, к которому в этом страшном месте относятся не лучше, чем к цепному псу.

Спасена или погибла? 

Проникнет ли луч света к Анне в темное царство? Хоть Миловидов и забирает ее к себе, убедившись, что никакой измены с ее стороны не было, почему-то кажется, что это — еще одна погибшая женская душа. Лариса Огудалова застрелена, Катерина утопилась, Аннушка выпила ядовитое зелье. Но, хоть и выживет, навсегда уже отравлена обманом и предательством. Уже не вернуть ее чистоты. А свадебное платье, в котором она, как честная девушка, хотела выйти замуж, так и осталось недошитым…
 
А может, все-таки возможен счастливый финал? Сделайте свои выводы, дорогие читатели, посмотрев спектакль.

DSC_0509.jpg
  
Пьеса «На бойком месте» впервые была опубликована в 1865 году, но и сейчас современна. Это подчеркивают и наряды героев на сцене. В трактовке художника по костюмам Марины Смельчаковой они как бы вне времени. Преобладает черное и белое — нет полутонов.
  
Спектакль рассчитан на зрителей старше 16 лет. Следующие показы пройдут 30 октября, 6 и 27 ноября.

Сергей Казаков надеется, что эта постановка надолго войдет в репертуар театра. Премьеру публика встретила очень тепло, долгими аплодисментами. 


Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER