«Сурская красавица»: 30 лет спустя

«Сурская красавица»: 30 лет спустя

Юбилей этого события прошел почти незамеченным, хотя оно было для провинциальной Пензы настоящим прорывом.

Сродни подвигу

В начале сентября 1988 года в Пензе прошел первый в регионе конкурс красоты. Историческое событие безо всяких-яких! Город вошел в пятерку первых в СССР, где рискнули это сделать. На подобное решились Москва, Рига, Волгоград и еще какой-то немаленький мегаполис.

Организовала конкурс группа пензенских молодежных журналистов. И это равнялось подвигу, потому что в конце восьмидесятых сильно было в народе генетическое неприятие всего западного, конкурсы красоты представлялись чем-то буржуазным и малоприличным. Хотя большинство пензяков признавались, что посмотрели бы подобную «пошлость» с интересом. 

Опыта нету, монеты нету 

Мы ориентировались на прогремевший в стране конкурс «Московская красавица-88». Информацию собирали по крупицам: из газет, редких тогда глянцевых журналов. 

На кастинг заявились более 100 девушек! Для нас это было полной неожиданностью. Потом по разным причинам (несовершеннолетие, запрет родителей, просто трусость) треть отсеялась. Мы этому даже порадовались: лучше меньше, да лучше.

Ирина Смелянская, в то время заведующая литературной частью драматического театра, член нашего жюри, писала в одной из пензенских газет накануне конкурса: «Удивительно, сколько все-таки в человеке предрассудков. Борешься с ними, борешься, а толку мало. Ведь уже надо было свыкнуться с мыслью: да, в Пензе пройдет конкурс красоты. Обязательно выберут победительницу и увенчают ее прелестную головку короной. Но червь сомнения обывателей все же точил: что это и зачем? И сама я засомневалась было перед отборочным туром: а вдруг не придут девушки, забоятся... Пришли как миленькие! Молодежь уже осмелела, как будто оковы невидимые спали…».

Девочки, конечно, были очень «сырые». На каких-то невероятно льготных условиях мы договаривались с редкими в те времена молодежными центрами моды и красоты. На базе Службы семьи «Руслан и Людмила», например, девушки постигали секреты привлекательности, учились грациозно двигаться и правильно говорить. Руководитель службы Марина Алехова просто жила конкурсом. С красавицами работал (бесплатно!) один из признанных пензенских мастеров бального танца Юрий Данилов. Ставил речь и манеру держаться на публике известный конферансье Владимир Вишневецкий (тоже на общественных началах). Он бросил все важные дела в Москве — настолько проникся идеей.

Вообще, если откровенно, советский народ был хороший народ. Это понимаешь спустя десятилетия, в наши дни, когда монетаризм и жажда прибыли превыше всего. А тогда люди помогали, советовали, подсказывали нам совершенно бескорыстно, понимая, что задумка способна расшевелить массы, привнести что-то новое и необычное в обыденную, а зачастую просто тоскливую жизнь провинции. 

О призах. Ни о каких гонорарах речи и быть не могло. Победительнице — скромная корона, атласная лента, хрустальный дракончик, советские парфюмерные наборы, букет цветов. Всё! Призерам — те же наборы.
 
Правда, Венере Азизовой, вице-мисс конкурса, досталась изящная хрустальная туфелька — Приз зрительских симпатий. Интересно, что наша невысокая, хрупкая и изящная девушка также взяла специальный приз «Вице-мисс «Киношанс», но уже на самом высоком уровне — «Мисс СССР- 89». Но это другая история.

Кстати, назову всех участниц финала конкурса, потому что они давно уже часть истории нашего края. Итак, Елена Кузнецова, Венера Азизова, Галина Гаврилова, Ольга Шалавина, Людмила Лазаренко, Ирина Новикова, Елена Садчикова, Татьяна Дуботолкина, Светлана Кузьмичева, Ирина Борзихина.


Чудо рукотворное

Я как член оргкомитета отвечал, кроме всего прочего, за хрусталь, в смысле изделия из него. Для чего и был командирован на никольский завод «Красный гигант». Мощное градообразующее предприятие практически полностью работало на оборонку, выпуская великолепную оптику, ничуть не уступающую по качеству лидеру в этой сфере — Ленинградскому производственному объединению «ЛОМО». 

Так вот, в течение нескольких часов я с восхищением созерцал чудо превращения сгустков стекловидной плазмы в трех изящных драконов. Специальный приз, хрустальную туфельку, выдувал и монтировал один самых опытных художников «Красного гиганта» В. Ежов — из лучшей на предприятии бригады мастера В. Петрова. 

Получилось тонкое, искрящееся, воздушное произведение искусства. Как недавно рассказали мне родители Венеры, они передали ей этот поистине исторический и драгоценный приз в Лондон, где она сейчас и проживает с мужем Эндрю и детьми Самантой, Камиллой и Гарри.

До знакового события в ДК «Заря» мы провели отборочный тур, скромно, без шума и прессы — как говорится, в рабочем порядке. Но это только с виду. А на самом деле все происходило на высоком нерве участниц и организаторов. Проходы в купальниках (кто какие нашел), вопросы на интуицию, чувство юмора. 

А потом — тренировки за тренировками, проход за проходом… Двадцати девушкам Пензы в полуфинале предстояло показать и доказать, что именно они самые красивые, обаятельные и привлекательные. Сотни пронзительных дамских и, уж простите, раздевающих мужских взоров, гром аплодисментов, восторженные возгласы и одобрительный свист являлись лучшим подтверждением: да, все так и есть.

Фишкой конкурса на большой сцене стал этап «Золотой мост». Девушки в купальниках выплывали из глубины сцены, поднимались на стилизованный мостик (кстати, очень удачная и романтичная придумка режиссеров ДК «Заря» Евгения Гаркуши, Вячеслава Филиппова и Николая Пустынского), замирали на мгновенье и продолжали движение по подиуму — он довольно глубоко уходил в зал. Очень стильно!


Без друзей меня чуть-чуть

Своим успехом конкурс, безусловно, обязан и ведущему Владимиру Вишневецкому. В то время он был уже крут. Получив благословение от самого Жванецкого (уже вовсю снабжавшего убойными юморесками Райкина, Карцева и Ильченко), раскатывал по просторам необъятного Советского Союза, был лауреатом конкурса артистов эстрады самой высшей пробы. Вел концерты уже великих исполнителей, например Иосифа Кобзона, читал свои миниатюры. 

Так вот, нам удалось его перехватить, уговорить и доверить великое дело: стать соавтором сценария, режиссером и ведущим конкурса. И он (опять же на общественных началах) все сделал блестяще! 

Владимир вспоминает:
– Мы специально решили не втискивать конкурс в рамки одного вечера. Провели его в два дня — полуфинал и финал. Участницам это дало возможность раскрыть свои таланты. Да и зрительская аудитория увеличилась в два раза. Билеты и пригласительные разлетелись мгновенно. Большие чиновники смиренно просили «выделить» билетик. Такого на моей памяти не было, сколь бы большой величины «звезда» не залетала в наш город.



Ну а девушки? Они стали настоящими героинями. Пройдя ускоренный инструктаж по сценическому движению, макияжу, хорошим манерам и т. д., одеваясь по своему вкусу и за свои средства, они выступили выше всяких похвал!

Юрию Данилову (кстати, ныне он штатный чиновник мэрии города) удалось поставить большинству участниц походку. У особо одаренных и занимающихся танцами проблем-то не было, как, например, у Лены Садчиковой, финалистки конкурса. 

Когда я попросил Юрия вспомнить о конкурсе, он заговорил именно об этом:
— Выходить на подиум всегда нелегко, даже опытным моделям: поддерживать нужный темп движения, сохранять координацию при поворотах на высоких каблуках... О самом конкурсе, не поверишь, ничего толком не помню. Разве что момент, когда редактор молодежки Павел Дедов сцепился с известным тамадой и Дедом Морозом Евгением Хайрутдиновым в споре о том, кто победит: татарочка Венера Азизова или девушка со славянской внешностью Елена Кузнецова. 

Да, это была тема тех дней. Спорили многие. Как член жюри от себя добавлю: объективно сильные и слабые стороны были у обеих девушек.


Кто победил

По эмоциям и энергетике Венера, безусловно, была сильнее, и шумная реакция молодежи в зале это подтверждала. А величавость, мягкость движений Елены, ее природная грация пришлись по душе среднему и старшему поколению. 

Словом, жюри пришлось нелегко. В итоге мисс «Сурская красавица-88» стала Елена Кузнецова. Первой вице-мисс и обладательницей Приза зрительских симпатий признали Венеру Азизову, второй вице-мисс — Галину Гаврилову.

Из воспоминаний лауреатов

Венера Азизова, живет в Англии, мать троих детей:
— Помню, меня подозревали в том, что я профессионально занимаюсь хореографией. Нет, я не была ни балериной, ни моделью. Все движения а-ля Майкл Джексон отрабатывала с двумя «партнерами»: магнитофоном и зеркалом. Это была моя стихия, мой стиль. Всегда считала, что женщине надо быть королевой. Во всех смыслах… У меня многое получилось в дальнейшей жизни. Считаю, что я это заслужила.

Галина Гаврилова, давно уже москвичка, врач-стоматолог, личная жизнь — табу:
— «Сурская красавица» — это был сильнейший прорыв. Конкурс заставил всех нас — и мужчин, и женщин, молодых и возрастных — поверить в то, что красота возвышает и облагораживает.

Людмила Лазаренко, финалистка конкурса:
— Помню, мои родители были в ужасе! Гулять перед народом чуть ли не в наряде Евы? Верх легкомыслия! Я же, будучи тогда совсем молоденькой девушкой, была на все сто процентов убеждена, что участие в этом конкурсе даст мне возможность почувствовать себя женщиной с большой буквы, а не ломовой лошадью…

Интересно, что в 1988 году Людмила хотела пойти на работу в цирк, но много лет спустя я встретил ее в качестве сотрудника коммерческой фирмы. Может быть, это надежнее — цирка-то у нас пока нет.

Победительница Елена Кузнецова окончила пединститут, работала учителем. Возможно, и осталась в сфере образования. На контакт не пошла даже с одним из старейших фотокорреспондентов, сделавшим ей шикарное портфолио.

В Москве работает Ольга Шалавина. Успела дважды побывать замужем, помотаться по миру, родила сына Дмитрия, который сейчас живет и работает в США. 

Где-то за пределами области обретается и Татьяна Дуботолкина. 

В Москву уехала и полуфиналистка конкурса Лариса Пискулева. Очаровательная и милая женщина. На момент участия она уже была мамой. Пытался связаться с ней через ее родителей, но они сообщили, что дочь с мужем уехали в Таиланд на отдых. Полагаю, у нее все хорошо.


Еленин день

Совсем было отчаялся пообщаться с кем-нибудь из «первокрасавиц» очно. И вот удача! Откликнулась Елена Садчикова. Она была самой молодой из участниц — 17 лет. Только-только окончила школу. О конкурсе узнала из газеты. Сердце трепыхнулось, но тут же пошли мысли: как это она, скромная советская девушка, привыкшая все делать как все, пойдет на такой шаг? Нет, не сможет.

— Сможешь! — молвила Нина Егоровна, ее мама, как бы случайно вошедшая в комнату. — В жизни очень пригодится.

Как в воду глядела!

У Елены было все в порядке со слухом, хореографией, интеллектом и… амуницией. Начнем с последнего, ибо одеваться девочкам, напомню, пришлось за свой счет и как придется. У Садчиковой осталось с выпускного бала шикарное платье от «Бурда-моден», имелись стильный зеленый купальник, красивые туфли… К тому же она занималась танцами в престижном клубе «Романтик». Ну и, наконец, музыкальная школа!

А-а-а, вперед и с песней!

Отборочный тур Елена прошла с ходу. И почувствовала себя увереннее. 

В полуфинале ей достался первый номер. Ужас! Но не для Елены. Исполнение брейк-данса, блестящий проход в купальнике по «Золотому мосту», изящный выход в зал на прямое общение со зрителями. И как венец — шикарный букет от симпатичного мужчины. Это был Еленин день!

В финале четверка основных конкуренток — Азизова, Гаврилова, Дуботолкина и Кузнецова — словно включили дополнительный форсаж. И разыграли призовую тройку. Елена уступила совсем немного.

А дальше началась большая взрослая жизнь. Пединститут и специальность психолога. Работа в образовательных учреждениях. Лейтенантские погоны в налоговой инспекции. Участие в конкурсе красоты «Шанс-91». 

И вновь работа, теперь уже в редакции кабельного ТВ в Арбекове, на коммерческом радио, в рекламных агентствах. Жилось-работалось по-разному. Были хорошие денечки и не очень. Но Елена — оптимист, поэтому и сегодня она — красавица.

Автор: Алексей ПРАВДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER