Пензенский драмтеатр открыл сезон спектаклем «Яма» (2025)

Музыка и декорации драмы продуманы до мелочей

Пензенский драмтеатр открыл сезон спектаклем «Яма» (2025)

До этого здесь никогда не ставили Куприна. Но в год 155-летия со дня рождения писателя решили, что время наконец настало. И замахнулись на одно из самых сложных произведений нашего земляка – «Яму».

Возрастной ценз и книги, и постановки – 18+, ибо повествуют они о жизни и нравах публичного дома. 

Свет красных фонарей

Музыка и декорации драмы продуманы до мелочей. Гнетущее чувство возникает уже с первых минут. Ряд лестниц выстроен таким образом, что складывается ощущение: действие происходит на дне глубокой ямы. Но еще страшнее та пучина, в которую погружаются души героев. Из нее выбраться еще сложнее. Это подчеркивает и лежащий на боку старый, сломанный лифт, который, очевидно, уже никогда не заработает. Весь спектакль он маячит на периферии зрения и в уголке сознания.   



Самый яркий персонаж повести и спектакля – Женька (Анна Арзямова). Мы видим, как в ее сердце растет протест против такой жизни. Вначале она хочет мстить мужчинам, которые используют ее тело, но жалость и сострадание пробиваются сквозь ненависть. Увы, но и она не увидит свет в конце тоннеля. 
Кстати, о световой партитуре. На сцене то и дело зажигаются красные фонари. Но их мигание не призывно-манящее, а скорее страшное, словно сигнал «Опасность». 

Время смотреть в зеркало

Цветовая палитра костюмов только усиливает ощущение. Никаких оттенков и полутонов. Серый, черный, и белый. И эта монохромность только подчеркивает безысходность происходящего. 

И даже попытка Лихонина (Артем Тихомиров) вырвать из лап порока одну из героинь Любку (ее сыграла Дарья Шнейдер), не увенчалась успехом. После того, как девушка ему надоела, он придумывает способ от нее избавиться. Проститутка оказывается порядочнее и честнее, чем ее так называемый «благодетель». 



Как рассказал художественный руководитель театра Сергей Казаков, одна из главных тем спектакля – это подлость и двуличие, прикрытые маской приличий. 
Кто на самом деле здесь отрицательные герои? Девушки, которых судьба бросила на дно ямы, или коварные обманщики, которые днем ведут себя как примерные отцы семейств, а по вечерам оказываются в публичном доме в поисках сладострастных извращений?  



Интересен прием с зеркалом, в который часто смотрятся персонажи. Как ни маскируйся, рано или поздно ты увидишь в нем свое истинное лицо! 

Куприн – незримый наблюдатель 

Тема похорон Женьки, которую сестры по несчастью провожают в последний путь со всеми подобающими ритуалами, отсылает нас к библейской трактовке сюжета про раскаявшуюся блудницу, достойную Божьей милости больше, чем бьющий себя в грудь «праведник».  



По ходу драмы зритель то там, то тут видит человека в черном, скрытого в полутьме. Он молча наблюдает за происходящим и лишь в кульминационные моменты выходит на свет. В спектакле он назван Некто. В этом образе будто слились два персонажа. Во-первых, это сам писатель. В повести «Яма» Александр Куприн описывает все так четко и ясно, словно был свидетелем событий. Во- вторых, он символизирует совесть, которую до поры до времени можно усыпить, но рано или поздно она подойдет к тебе с зеркалом и явит страшную правду.   

На спектакле был аншлаг. 

Режиссеру Никите Кузину удалось, обойдясь минимумом «обнаженки» на сцене, обнажить души героев в мире человеческих страстей. 
Следующий показ «Ямы» состоится сегодня, 6 сентября.

Интересно, что «Яма» пять лет назад уже появлялась на этой самой сцене, к 150-летию писателя. Правда тогда драмтеатр только предоставлял площадку, а ставил драму народный театр ПГУ «Кириллица». Спектакль имел большой успех.





Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER