Рецензия на спектакль «Гамлет. Эпизоды» (2024) в Пензенском драмтеатре: авторский взгляд
Действие местами напоминало актерскую читку. Так, Андрей Кулаев, сыгравший роль Гамлета, сидя за микрофонами, вначале озвучивал реплики сразу четырех стражников, столкнувшихся с призраком – тенью отца главного героя.

В первые минуты показалось, что Кулаев – не совсем подходящий для главного героя типаж. Воображение подсовывало худого и бледного юношу с горящим взором. Потом стало ясно: его Гамлет нарочито близок к внутреннему содержанию образа, созданного когда-то Владимиром Высоцким. Давая интервью после спектакля, известный актер подчеркивал, что сыграл не столько принца датского, сколько человека, который мог бы жить в любое время. В пензенской версии это подчеркивает и костюм Гамлета, который не смотрелся бы чуждо ни во времена Шекспира, ни в современные дни. А играл Андрей самозабвенно!

Перед премьерой Кирилл Заборихин предложил журналистам поразмышлять, кто в трагедии дергает за ниточки: игру ведет Гамлет или ведут его самого. Мне показалось, что все-таки принц датский, решивший притвориться сумасшедшим. Правда, он не ожидал, что и в самом деле сойдет с ума.
Весьма необычно выглядел прием с растроением личности. Анонсировалось, что Офелию и королеву Гертруду будут играть сразу три актрисы. Но кто мог предполагать, что они могут оказаться на сцене одновременно? И так интересно было угадывать: какая из них настоящая, а какие – фальшивые.

Впрочем, в случае с Офелией режиссер немного подсказал зрителям: двоих героинь работники сцены унесли за кулисы словно механических кукол, а третья (ее сыграла Дарья Шнейдер) убежала сама. Только такая Офелия – живая и ранимая – могла искренне полюбить несчастного принца. Увы, эта любовь и привела ее к трагедии.
Еще одной яркой фигурой в спектакле стал король Клавдий, которого сыграл народный артист России, худрук театра Сергей Казаков. Какими глубокими, завораживающими были его монологи! Он показал нравственные страдания человека, пошедшего на смертный грех – братоубийство – ради обладания короной и королевой.
А вот реплики за сценой (типа «внесите микрофоны») несколько смущали неискушенных новичков. Молодежь перешептывалась: «Зачем это?». Не все догадались, что таким образом их как бы погружают в театральную кухню.

После антракта накал страстей стал нарастать, действие стало динамичнее, но к тому времени некоторые школьники уже стайками покинули зал. Видимо, с трагедией Шекспира они ранее были не знакомы. Все-таки на подобные спектакли надо приходить, прочитав само произведение.
А подавляющее большинство зрителей, конечно же, остались. И услышали в финале слова знаменитого советского режиссера Анатолия Эфроса, которые прозвучали в записи.
– Есть много людей, которые в искусстве любят приличное. Но они не знают, что такое искусство. Искусство – это прежде всего неприличное… Рубенс, как он рисует женщин, это же неприлично… Я, конечно, говорю, полемически, шутя…
Режиссер подчеркивал, что в жизни приличия уместны, а на сцене – нет. Иначе искусство просто не сможет развиваться. Итак, пензенский драмтеатр показал нешаблонного «Гамлета». И когда опустился занавес, зал взорвался аплодисментами.
Премьера стала данью памяти Всеволода Мейерхольда. В 2024 году отмечается 150-летие со дня его рождения. Режиссер мечтал поставить «Гамлета», но все время что-то мешало. Теперь его мечта сбылась: отдельные элементы мейерхольдовских разработок были использованы в спектакле, созданном на его родной земле.
Автор: Лариса ГУЛИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики

Куда сходить на День знаний в Пензе 1 сентября 2025: праздничная программа
Публикуем афишу самых ярких событий
В Пензе победителем «Битвы стилистов» стала Алина Сарабьева
Она сумела поразить жюри преображением своей героиниВ Пензенском драмтеатре впервые ставят спектакль по Куприну
В Сочи пройдет выставка памяти фотокора «Пензенской правды» Владимира Гришина
7 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 30 и 31 августа 2025: спектакль «Человеческий ресурс» и фестиваль «КлассикУм»
Звезда «Молодежки» Канопка ответил на вопросы пензенцев

Куда сходить на День знаний в Пензе 1 сентября 2025: праздничная программа
Публикуем афишу самых ярких событий
В Пензе победителем «Битвы стилистов» стала Алина Сарабьева
Она сумела поразить жюри преображением своей героиниВ Пензенском драмтеатре впервые ставят спектакль по Куприну
В Сочи пройдет выставка памяти фотокора «Пензенской правды» Владимира Гришина
7 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 30 и 31 августа 2025: спектакль «Человеческий ресурс» и фестиваль «КлассикУм»
Звезда «Молодежки» Канопка ответил на вопросы пензенцев

В отделение реабилитации Сердобской больницы закупили новое оборудование
Оборудование приобретено по федеральной программе
Более 120 тысяч юных пензенцев активно занимаются в различных кружках и секциях
Дополнительное образование дает дополнительные преимущества
Направление корпоративно-инвестиционного бизнеса в Поволжском банке Сбербанка возглавила Наталья Михайлова
Общий стаж в банке нового топ-менеджера – 20 лет
Продолжается регистрация на конкурс по искусственному интеллекту AI Challenge для школьников и студентов
Регистрация продлится до 22 сентября 2025 года
Учёные Сбера предложили новый способ борьбы с галлюцинациями моделей искусственного интеллекта
Стейк хаус в Москве: гастрономия, стиль и современный ритм
Сбер: самые востребованные специальности Поволжья для образовательного кредита — юриспруденция, журналистика и IT
Каждый десятый житель Пензы формирует сбережения на оплату образования

В финале PARI Кубка России по регби сыграют «Локомотив» и «Стрела-Ак Барс»
Это первый финал Кубка России по регби без красноярских команд за 21 год