Рецензия на спектакль «Гамлет. Эпизоды» (2024) в Пензенском драмтеатре: авторский взгляд

Зрителям показали «неприличное» искусство

Рецензия на спектакль «Гамлет. Эпизоды» (2024) в Пензенском драмтеатре: авторский взгляд

Спектакль «Гамлет. Эпизоды» поставил режиссер Кирилл Заборихин. Зал 24 мая 2024 был полон. Бессмертную шекспировскую классику пришли посмотреть как любители театра «со стажем», так и старшеклассники, которых привели педагоги.  ФОТО

Действие местами напоминало актерскую читку. Так, Андрей Кулаев, сыгравший роль Гамлета, сидя за микрофонами, вначале озвучивал реплики сразу четырех стражников, столкнувшихся с призраком – тенью отца главного героя. 



В первые минуты показалось, что Кулаев – не совсем подходящий для главного героя типаж. Воображение подсовывало худого и бледного юношу с горящим взором. Потом стало ясно: его Гамлет нарочито близок к внутреннему содержанию образа, созданного когда-то Владимиром Высоцким. Давая интервью после спектакля, известный актер подчеркивал, что сыграл не столько принца датского, сколько человека, который мог бы жить в любое время. В пензенской версии это подчеркивает и костюм Гамлета, который не смотрелся бы чуждо ни во времена Шекспира, ни в современные дни. А играл Андрей самозабвенно!   



Перед премьерой Кирилл Заборихин предложил журналистам поразмышлять, кто в трагедии дергает за ниточки: игру ведет Гамлет или ведут его самого. Мне показалось, что все-таки принц датский, решивший притвориться сумасшедшим.  Правда, он не ожидал, что и в самом деле сойдет с ума.   

Весьма необычно выглядел прием с растроением личности. Анонсировалось, что Офелию и королеву Гертруду будут играть сразу три актрисы. Но кто мог предполагать, что они могут оказаться на сцене одновременно? И так интересно было угадывать: какая из них настоящая, а какие – фальшивые. 



Впрочем, в случае с Офелией режиссер немного подсказал зрителям: двоих героинь работники сцены унесли за кулисы словно механических кукол, а третья (ее сыграла Дарья Шнейдер) убежала сама. Только такая Офелия – живая и ранимая – могла искренне полюбить несчастного принца. Увы, эта любовь и привела ее к трагедии.  

Еще одной яркой фигурой в спектакле стал король Клавдий, которого сыграл народный артист России, худрук театра Сергей Казаков. Какими глубокими, завораживающими были его монологи!  Он показал нравственные страдания человека, пошедшего на смертный грех – братоубийство – ради обладания короной и королевой. 

А вот реплики за сценой (типа «внесите микрофоны») несколько смущали неискушенных новичков. Молодежь перешептывалась: «Зачем это?». Не все догадались, что таким образом их как бы погружают в театральную кухню.  



После антракта накал страстей стал нарастать, действие стало динамичнее, но к тому времени некоторые школьники уже стайками покинули зал. Видимо, с трагедией Шекспира они ранее были не знакомы. Все-таки на подобные спектакли надо приходить, прочитав само произведение.   

А подавляющее большинство зрителей, конечно же, остались. И услышали в финале слова знаменитого советского режиссера Анатолия Эфроса, которые прозвучали в записи. 

– Есть много людей, которые в искусстве любят приличное. Но они не знают, что такое искусство. Искусство – это прежде всего неприличное… Рубенс, как он рисует женщин, это же неприлично… Я, конечно, говорю, полемически, шутя…


Режиссер подчеркивал, что в жизни приличия уместны, а на сцене – нет. Иначе искусство просто не сможет развиваться. Итак, пензенский драмтеатр показал нешаблонного «Гамлета». И когда опустился занавес, зал взорвался аплодисментами. 

Премьера стала данью памяти Всеволода Мейерхольда. В 2024 году отмечается 150-летие со дня его рождения. Режиссер мечтал поставить «Гамлета», но все время что-то мешало. Теперь его мечта сбылась: отдельные элементы мейерхольдовских разработок были использованы в спектакле, созданном на его родной земле. 

Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER