Пензенский ответ «Бурановским бабушкам» — ансамбль «Оберег»

Пензенский ответ «Бурановским бабушкам» — ансамбль «Оберег»

В Колышлее есть необычный фольклорный ансамбль. В его репертуаре не только известные народные песни, но и те, что бережно записывали в тетрадки бабушки и мамы.

Песенная перекличка 

В селе Трескино, которое находится всего лишь в 10 километрах от Колышлея, родился мой отец. Конечно же, все летние месяцы в детстве я проводил у дедушки с бабушкой. А в райцентре жили папина сестра и ее дети. Я часто у них бывал и с удовольствием вспоминаю мед с пасеки, сбор малины в лесу под Ягодным. Но больше всего мне запомнились песни, которые исполняли девчата, усевшись вечером на бревна, которые были сложены напротив теткиного дома.

Колышлей — поселок степной, и песни далеко растекались по ровным и просторным улицам. На песню сестры и ее подружек с соседней улицы откликались голоса другой девчачьей компании, откуда-то издалека — третьей и даже четвертой. 

Оберег для души

Приехав в Колышлей недавно, после многолетнего отсутствия, я обнаружил, что поселок так же наполнен песнями, как и раньше. Облик его сильно изменился, но, как и прежде, здесь любят фольклор. 

Возможно, именно те девчонки, мои сверстницы, поют сегодня в русском народном хоре и в фольклорном ансамбле «Оберег», которые являются брендом Колышлейского дома культуры.

— Собирать «Оберег» я начала в 2005 году, вернувшись в РДК после декрета, — рассказала Наталья Фионина, директор Дома культуры и руководитель фольклорного ансамбля. — Родом я из деревни Сущевки Колышлейского района. В 1997 году окончила музыкальное училище в Пензе. Но в 90-е годы жить в большом городе было очень тяжело и я вернулась в поселок, под мамино крылышко. 

Поначалу меня взяли на работу в РДК на ставку методиста. А у нас здесь тогда работал баянист Анатолий Степанович Лапшов, наш старейшина. Узнав, что я окончила музучилище, как руководитель русского народного хора он попросил меня исполнить что-нибудь: ему надо было услышать, в какой тональности я пою. Анатолию Степановичу понравилось, и с того дня я стала петь в русском народном хоре. И даже когда работала в клубе за железной дорогой, где у нас еще один Дом культуры, вечерами бегала сюда на репетиции. 

А сейчас мне помогает баянист Алексей Иванович Лапшов, племянник Анатолия Степановича. Когда Лапшов-старший ушел на пенсию, Алексей Иванович подхватил его дело. Он потрясающе владеет баяном и может сыграть все что угодно. 

Когда я создавала фольклорный коллектив, то была идея назвать его «Степняночкой», как назывался наш русский народный хор. Но я рассудила, что мы будем исполнять совсем другие песни, фольклорные, а значит, и название у него должно быть иное. Так появился «Оберег». С тех пор кто-то ушел, кто-то пришел, но основной костяк со мной с самого начала.

От бабушек и мам

— Поначалу я брала старинные песни Пензенской области, — продолжает рассказ Наталья. — Но Колышлей — сравнительно молодой поселок. В этом году ему исполнилось 122 года. По­этому наш репертуар строится не так, как у других фольклорных коллективов. Да, это фольклор, но фольклор советский. Бывало так, что услышали по радио или на концерте песню, мелодия понравилась, а слов не запомнили. В памяти остался лишь припев да куплет, а куплетов было, допустим, три или четыре. И если тогда девчата хотели исполнять песню, то просто начинали дописывать текст. Так в советское время появился любопытный фольклор, когда популярные песни исполнялись с новыми словами. Когда сейчас начинаешь учить какую-нибудь песню, то выясняется, что в одной деревне пели один вариант, во второй — другой, в третьей вносили свои дополнения…

В итоге можно из нескольких песен собрать одну. 

Мы берем в репертуар композиции, которые принесли в ансамбль сами участницы, а они в свою очередь слышали, как эти песни исполняли их старшие родственники. А у одной нашей солистки сохранилась тетрадочка, в которую ее мама записывала любимые песни. Помните, в советские годы многие девчонки из общих тетрадок делали дневники? В них записывали и популярные шлягеры, и забавные случаи, и стихи о любви... 

А у другой нашей солистки сохранились кассеты, на которых можно послушать песни, которые исполняла ее мама в молодости со своими подружками. Манера пения совсем другая, не похожа на современную. 

Наш фольклорный коллектив много выступает. Мы подготовили для зрителей немало ярких номеров. Иногда нарушаем привычный ход концерта и поем акапельно, без аккомпанемента. В такие моменты в зале воцаряется тишина. Люди вслушиваются в каждое слово. 

Утоли мои печали!

— Название коллектива себя оправдало? — спросил я Наталью. 
— Да, оно и правда словно хранит наш ансамбль. Сколько лет вместе поют! Иногда солистки приходят на репетицию после нелегкого трудового дня, с плохим настроением. Они же все работают: кто учителем в школе, кто воспитателем в садике, кто медсестрой в больнице. А сюда придут, поговорят, попоют — и все печали проходят. 

Никакие народные гулянья без нас не обходятся. Обязательно участвуем в фестивале «Когда цветут сады» в Малой Сердобе. В Пензе на «Спасе» бываем каждый год. Часто ездим в санаторий «Хопровские зори», поем для отдыхающих. А недавно устроили концерт для врачей, которые лечили людей от коронавируса. Для нас это было очень важно, мы хотели подарить им хорошие эмоции. Я видела, как люди доставали платочки и вытирали слезы на глазах. 

P.S Из всего сказанного можно сделать вывод, что современный фольклор возникает из несовершенства коммуникаций или звукозаписывающей аппаратуры. Вовсе нет, фольклор сегодня — это песни из детства, которые мы вспоминаем, взрослея. 

Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное