Пензенские энтузиасты вернулись из автоэкспедиции «Лермонтов. Столицы»

Пензенские энтузиасты вернулись из автоэкспедиции «Лермонтов. Столицы»

Их путь лежал через Москву, Санкт-Петербург и окрестности

Накануне 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова пензенские любители творчества поэта вернулись из автоэкспедиции «Лермонтов. Столицы».

Напомним, весной состоялся первый этап юбилейного автопробега «Лермонтов. Кавказ», в котором энтузиа­сты объехали весь российский Кавказ, а также посетили Армению, Грузию и Азербайджан. На этот раз, как следует из названия части экспедиции, путь пензенцев лежал через Москву, Санкт-Петербург и их окрестности. А с попутными и познавательными целями включил еще и Рязань, Клин, Тверь, Великий Новгород, Калугу, Тулу, Липецк, Тамбов и другие населенные пункты России. Как и в первом этапе, участие в пробеге принял корреспондент «ПП» Владислав Беляков.

У Красных ворот

Начали «экспедиционеры» с Москвы, преодолев расстояние в 700 км, заехав по пути в Константиново – на родину другого великого русского поэта Сергея Есенина.

В столице с раннего утра мы отправились на площадь Красных ворот. Биографы свидетельствуют, что именно там родился Михаил Юрьевич.

К сожалению, аутентичный деревянный дом, в котором Миша появился на свет, не сохранился. В 1951 году на его месте возвели сталинскую высотку. О том, что это место связано с Лермонтовым, напоминает мемориальная доска. А напротив высотки стоит памятник, установленный ровно 50 лет назад – к 150-летию со дня рождения поэта.

Кстати, если вы путешествуете на автомобиле, в больших городах у вас может возникнуть нерешаемая проблема с парковочными местами. Все стоянки в центре столицы платные, и ты, в принципе, готов платить деньги, чтобы «приткнуть» машину, но мест все равно нет. Все-таки по Москве лучше передвигаться на метро, в чем мы не раз убеждались.

Закрытые двери — не преграда

Вторым пунктом московского дня экспедиции значился Дом-музей М.Ю. Лермонтова. В нем находятся оригиналы многих картин, которые затем были растиражированы для подобных музеев, в том числе и наших «Тархан». Тут мы чуть было не остались у закрытых дверей. Дело в том, что последний вторник месяца по здешней традиции объявлен санитарным днем. Но охранники вошли в наше положение и позвонили заведующей музеем, чтобы та приняла решение.

В результате музей открыли, заведующая – Валентина Брониславовна Ленцова – подъехала и лично провела для нас экскурсию, оставив автограф на экспедиционном флаге.

Еще один раз мы уперлись в закрытые двери в подмосковной усадьбе Середниково, где в юные годы подолгу гостил Лермонтов. На месте не оказалось никого из руководства, а часы работы музея подходили к концу.

Сначала мы просто гуляли по территории усадьбы. Внутрь зданий без разрешения сверху нас не пускали. И о чудо! Когда мы уже направились к машине, заметили входящего на территорию комплекса человека, который при ближайшем рассмотрении оказался Михаилом Юрьевичем Лермонтовым – полным тезкой, дальним родственником поэта. И самым главным в усадьбе человеком.

— В конце прошлого века комплекс пришел в запустение, строения начали разрушаться, — рассказал он. — И тогда было принято самое правильное, на мой взгляд, решение — передать усадьбу в долгосрочную аренду частным лицам. А именно — ассоциации «Лермонтовское наследие», которую я возглавляю. Теперь, сами видите, многое отреставрировано. Но времени и денег потребуется еще немало.

У Михаила Юрьевича было для нас полчаса, но небольшую экскурсию он все-таки провел. Экспонатов «старины глубокой» в усадьбе пока немного. Зато все они – исключительно подлинные свидетели времен Столыпиных и Фирсановых.

В Питере надо родиться

Дальше путь участников экспедиции лежал в Санкт-Петербург. По возможности мы заезжали в города, чтобы найти там памятник, бюст или хотя бы улицу Лермонтова, и в каждом месте делали фотосессию. Посещали и просто памятники знаменитостям. Например, в Твери с удовольствием сфотографировались с бронзовыми Афанасием Никитиным и Михаилом Кругом.

В Санкт-Петербурге осмотрели знаменитый дом на Садовой, в котором жил поэт и где были написаны прославившие его произведения – «Смерть поэта» и «Бородино».

Это единственный дом, связанный с жизнью Михаила Юрьевича, который сохранился в Питере в первозданном виде. Остальные либо разрушены, либо кардинально перестроены. К сожалению, дом находится в аварийном состоянии, он закрыт зеленой сеткой. И даже мемориальную доску мы с трудом на нем нашли. Не раз поднимался вопрос о необходимости реставрации здания. Однако дело пока почти не движется.

Нет смысла перечислять все места Питера и окрестностей, связанные с именем поэта, – на это уйдет половина газетной полосы. И посетить их все не смогли даже участники экспедиции. Чтобы узнать Питер, в нем надо жить с рождения или хотя бы провести десяток лет.

В обратный путь мы отправились через Можайский район Московской области, где посетили музей-заповедник «Бородинское поле». Затем в Липецкой области побывали на месте, где стояла усадьба отца Лермонтова. Из достопримечательностей там лишь памятный знак. Да и тот мы нашли не сразу, петляя на своей «Калине» по грунтовой полузаросшей дороге.

В Пензу вернулись через восемь дней пути. Километров накатали – около 4 тысяч. И каждый сделал по тысяче, а то и больше фотоснимков.

 

Читайте также:

Сотрудники «Тархан» сфотографировались с Владимиром Путиным на память

Автор: Владислав БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER