На сцену общественной жизни Пензенской области выходит новая сила

На сцену общественной жизни Пензенской области выходит новая сила

На сцену общественной жизни Пензенской области выходит новая сила — региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Эта организация существовала с 1967 года, но несколько лет назад тихо скончалась. (Напомню нашим читателям, не погруженным в тему, что ВООПИиК — это общественная организация, защищающая памятники, а КОПИиК — государственная, входит в состав правительства Пензенской области.)

Костяк возрожденного в конце 2020 года общества составляют активные молодые люди, очень стойкие и последовательные в своих убеждениях, готовые к диалогу, но не приемлющие давления. 

Заместитель председателя регионального ВООПИиК в представлениях, пожалуй, не нуждается. Общественный активист Михаил Кириков — один из организаторов «Том Сойер Феста» в Пензе, собиратель коллекции деревянных наличников. 

Председателем организации стал Станислав Блинов. Станислав — человек с ограниченными возможностями здоровья. И в том, что именно он готов к такой непростой работе, заключена огромная сила убеждения: если тот, кому  труднее, чем тебе, выполняет свой гражданский долг, то ты просто не имеешь морального права опускать руки, не верить, что разрушающиеся памятники можно защитить, можно и нужно, как этого, кстати, требует и закон. 

— Станислав, расскажите о себе. Мне кажется, что это важно.
— Мой дед Станислав Ефимович Блинов, всю жизнь отдавший ЗИФу, прошел путь от мастера в 1954 году до гендиректора в 2002-м. На ЗИФе работала и моя бабушка. Родители — инженеры, работали в НИИ «Кристалл», который находился в здании бывшей женской гимназии на Соборной площади. Там, кстати, вставлены пластиковые окна, что нарушает гармонию фасада объекта культурного наследия. Я окончил юридический факультет ПГУ. И там, к слову, та же проблема с окнами! Хобби — академический вокал. 

Элементарно накрыть пленкой 

— Как вы пришли к идее защиты архитектурных объектов? 
— В 2017 году я отдыхал в Ахунах. На территории санатория им. Володарского стоят три старинных терема. Территорию оградили серым профнастилом, превратив пешеходную улицу в подобие тюремной зоны, а терема спрятали от людских глаз. Я несколько раз обращался в городскую администрацию, мне отвечали, что собственник может делать что угодно — нормативов на внешний вид ограждения нет. 

Еще в 2016 году терема были включены в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия.  
Заместитель председателя правительства региона Олег Васильевич Ягов согласился, что такого забора в курортной зоне быть не должно, люди имеют право любоваться теремами. 

Успех вдохновил. Затем я познакомился с Михаилом Кириковым, стал интересоваться защитой памятников истории и культуры. 

Еще в 2017 году, когда терема обследовал архитектор Сергей Еремеев, он выяснил, что им угрожает опасность из-за протекающих крыш. Я обращался в прокуратуру по факту ненадлежащего содержания этих объектов, и санаторию выдали предписание провести противоаварийные работы. И тут началась пандемия. Проверки в отношении юридических лиц были приостановлены. Пока привлечь администрацию санатория за то, что не устраняются  нарушения, не получается. 
 


Уточняю, что речь идет не о реставрации теремов, а о консервации, нужно элементарно накрыть пленкой протекающие крыши.
  
В дальнейшем, поскольку санаторий принадлежит Российским профсоюзам, возможно, головная организация выделит деньги на реставрацию или мы будем писать заявку на получение каких-то грантов.
В настоящий момент Комитет Пензенской области по охране памятников истории и культуры (КОПИиК) направил запрос в правительство региона о том, чтобы выделили деньги на необходимую экспертизу для завершения процедуры признания ахунских теремов объектами культурного наследия и внесения их в реестр.  

— Почему именно вы возглавили организацию? 
— Стать председателем предлагали нескольким известным людям, но некоторые даже в ее состав войти отказались — слишком мало полномочий. Раз больше некому, я согласился. К сожалению, в обществе есть пессимистические настроения относительно сохранения памятников истории и культуры. Но я считаю, что работать все равно надо. Если бы в 1941 году все наши солдаты побросали  оружие, потому что ситуация складывалась не в нашу пользу, что было бы в итоге? Я в армии не служил по инвалидности, но считаю, что каждый человек должен быть солдатом на своем месте. В мастерской, в офисе он может служить России. И если я долг Родине в армии не отдал, то таким образом отдам.

Обещано сохранить  

— Какие объекты в центре особого внимания регионального отделения ВООПИиК? 
— Это, конечно, планетарий, его реконструкция. Олег Васильевич Ягов допустил неверную формулировку — «здание снесут». Это прогремело на всю Россию. Председатель КОПИиК Светлана Борисовна Оникиенко  разъяснила, что снос невозможен, планетарий будет разобран, и то, что можно, будет использовано заново. Историческая ценность объекта отчасти сохранится. 

К сожалению, слова Олега Васильевича были проиллюстрированы некорректной компьютерной визуализацией. Он уже сообщил, что это не сам проект, картинка предназначалась для телезрителей, чтобы дать им общее представление.



Мы запросим чертежи, результаты экспертизы, ознакомим с ними общественность: если все по закону — успокоим ее, если нет — будем думать, что делать дальше. 

Нас волнует дом Саломеи Нерис на Карла Маркса. Его покрасили в сплошной розовый цвет и вставили пластиковые окна. Поскольку КОПИиК объективно не может отслеживать все памятники (их свыше 400 по области, а штат комитета — пять человек), будем помогать органам власти. Хотим открыть сайт с фотофиксацией внутреннего и внешнего состояния известных нам памятников. По тем объектам, где есть проблемы, в том числе варварский ремонт с использованием сайдинга и профнастила, будем составлять запросы, требовать принятия мер на официальном уровне. 

Мы подали заявку на включение в реестр выявленных объектов культурного наследия (ОКН), например, дома на Чкалова, 14 (он выделяется своей очень красивой деревянной дверью в стиле модерн). Волнует состояние водонапорной башни ЗИФа, которая также является ОКН. 
Это самое первоочередное, а в целом, конечно, работы очень много.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное