Лермонтов: удивительные факты, о которых большинство людей не знают

Лермонтов: удивительные факты, о которых большинство людей не знают

Пятнадцать лет пензенский кинорежиссер Светлана Старостина снимает документальные фильмы из цикла «Гении места», посвященные выдающимся деятелям российской культуры и науки, связанным с Пензенским краем. Созданы кинорассказы о Радищеве и Белинском, Савицком и Горюшкине-Сорокопудове, Пудовкине и Косматове, Рамееве и братьях Мозжухиных… 

Фильм о Михаиле Лермонтове стал тринадцатым в этом единственном в своем роде цикле

Отец и сын

— «Лермонтовы: отец и сын. Разделенные любовью»... Почему выбрана такая необычная тема?

— Каждый раз, бывая в «Тарханах», я заново переживаю трагедию семьи Лермонтовых: когда отец поэта после смерти любимой жены был вынужден оставить сына его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В противном случае та грозилась лишить внука наследства. 

Отец Михаила Лермонтова принадлежал к старинному и когда-то знатному, но к тому времени обедневшему роду. Кроме своей любви, сердца, души, ума, культуры и прочих духовных ценностей, дать сыну ему было нечего. А мальчику требовалось обеспечить достойный уровень жизни, образование, воспитание… Отец понимал это и уступил требованиям Арсеньевой. 

Лермонтов иногда встречался с отцом, но вырос без него. Для обоих это стало трагедией. Финал известен: Михаил Лермонтов в неполные 27 лет погиб на дуэли. За 10 лет до этого умер Юрий Петрович. Елизавета Алексеевна пережила любимого внука на четыре года. Ее состояние ушло в род Столыпиных.

Идея сделать об этом фильм вызревала у меня давно. Главной сложностью было то, что от этой глубоко личной истории по определению не могло остаться документов. Родственники и друзья — люди благородные — деликатно молчали. Дворня видела события «через замочную скважину», интерпретировала вольно и в соответствии со своим культурным уровнем. 

Но додумывать, «доигрывать» с помощью реконструкций нам было нельзя — желтизна в подаче документального материала мне отвратительна.


Голоса эпохи

— Какими в итоге вы пользовались источниками?

— Долгие годы главным источником для лермонтоведов было жизнеописание, созданное Павлом Висковатовым — первым биографом поэта. Но мне не хотелось пользоваться книгой Висковатова, потому что там зафиксирован прежде всего «взгляд из людской». Многому в его рассказе я поверить просто не в силах. Например, что Юрий Петрович мог ударить Машу. Или изменять ей в доме Арсеньевой. Люди той культуры, того воспитания никогда себе подобного не позволили бы!

Я старалась пользоваться достоверными фактами. Например, можно сколько угодно говорить о том, как была обижена на своего мужа Елизавета Арсеньева. Или о том, что отец поэта был дерзок, груб, неуважителен к теще. Но сына Марии Михайловны и Юрия Петровича назвали по настоянию бабушки в честь ее мужа. Хотя традиционно, из поколения в поколение, в дворянских семьях первого сына называли в честь деда по линии отца. Этот факт красноречиво говорит сам за себя.
 
Сюжетоформирующим источником при создании фильмов для меня всегда являются голоса героев. Даже если человека уже давным-давно нет на свете, от него остаются письма, дневники, воспоминания. В данном случае это были прежде всего произведения Лермонтова, его записи в дневнике, небольшое, но яркое эпистолярное наследие. 

Сохранилось два важнейших для меня документа: завещание Елизаветы Алексеевны Арсеньевой и духовное завещание Юрия Петровича Лермонтова. Их прочли в фильме за кадром два замечательных актера — заслуженные артисты России Галина Репная (Пенза) и Владимир Антоник (Москва), который озвучил фильм «Лермонтов», созданный к 200-летию поэта на Первом канале.

Важным источником информации для меня стали размышления наших современниц, не просто лермонтоведов, но людей, которые посвятили Михаилу Лермонтову жизнь. Это директор музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова, ее заместитель Надежда Потапова, бывшие сотрудники — Татьяна Кольян, Лариса Рассказова.


Тайны остаются  

— Что нового для себя вы открыли в процессе работы?

— Несмотря на то что историю жизни Лермонтова изучают без малого два столетия, я с удивлением узнала, что в ней осталось еще очень много тайн. Например, до сих пор неизвестно, где и когда обвенчались его родители. Неизвестно, присутствовал ли Михаил Лермонтов на похоронах отца.

Для меня стало откровением, что факт самоубийства деда Лермонтова сегодня ставят под сомнение. Скорее всего, он умер от сердечного приступа. Поэтому и похоронили его не как самоубийцу — за кладбищенской оградой, а на кладбище, рядом с церковью.

Известно, что родители Лермонтова оставили любопытный документ их взаимоотношений — так называемый кропотовский дневник. Это девять листков в красной сафьяновой обложке (сегодня хранятся в ИРЛИ). Там есть акварель с изображением ручья и двух берез на разных его берегах. «Склонности объединяют нас, судьба разъединяет», — подписала рисунок Маша. «Ручей два древа разделяет, но ветви их, сплетясь, растут», — дописал Юрий Петрович. 

Я была уверена, что слова эти были написаны влюбленными в период их первых встреч. Но, оказывается, записи датированы 1815 и 1816 годами, то есть были сделаны уже после рождения сына. А значит, есть документ, который зафиксировал душевное волнение Марии Михайловны и спокойную уверенность в счастливом совместном будущем Юрия Петровича.

Не знала я и о страшном финале убийцы Лермонтова — Николая Мартынова. Он пережил Михаила на 34 года. Умер в 60 лет. По воспоминаниям современников, просил похоронить себя в родовом имении Знаменское, но не в фамильном склепе, а рядом, и не ставить на могиле никакого надгробия, чтоб память о нем исчезла. Родные не исполнили этого желания. 

В 1924 году в Знаменское переехала Алексеевская школьная колония бывших беспризорников. И на одном из уроков литературы учительница рассказала детям о жизни и творчестве Лермонтова и его дуэли с Мартыновым. Узнав, что в склепе рядом с усадьбой похоронен тот самый Мартынов, который убил Лермонтова, колонисты ночью выкинули оттуда его скелет и, по одним сведениям, повесили на дерево, по другим — утопили в пруду. Так возмездие настигло Мартынова после смерти.



КСТАТИ
Съемки фильма велись и в Липецкой области. Там находились имение Лермонтовых — Кропотово и усадьба Арсеньевых, где познакомились, полюбили друг друга и, вероятно, были обручены будущие родители поэта. 

Неподалеку от Кропотова, в урочище Шипово, рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы, находился фамильный склеп рода Лермонтовых, где в 1831 году был похоронен Юрий Петрович Лермонтов (в 1974-м его прах был перенесен в «Тарханы»). Сегодня там стоит памятный знак, от церкви остались развалины... 

По материалам «Липецкой газеты»

Автор: Роман ЕРЕМИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке
Татьяна Молчанова, 29 Марта 2019, 17:38

Дорогие друзья из Пензенской библиотеки, откройте в моей книге Татьяна Молчанова "Лермонтовы 1613-2013: российский род шотландского происхождения" 2014 (500 стр.), главу, посвященную отцу Михаила Юрьевича - Юрию Петровичу Лермонтову и вы узнаете много нового. Я специально собирала материал об отце Лермонтова.

Ответить
CAPTCHA Обновить картинку
Введите слово на картинке