«Интеграл» порвал зал: как в Пензе гастролировали Бари Алибасов и Юрий Лоза

«Интеграл» порвал зал: как в Пензе гастролировали Бари Алибасов и Юрий Лоза

Первая встреча и роды

В первый раз на гастроли в Пензу ансамбль «Интеграл» приехал в декабре 1979 года. Музыканты выступали на сцене ДК им. Кирова. 

Первый концерт собрал чуть больше половины зала. Но уже к вечеру по городу побежали слухи, что на сцене Дома культуры происходит нечто совершенно необычное, и на следующий день я помчался на концерт. «Интеграл» играл настоящий психоделический рок, какого тогда не существовало на профессиональной советской эстраде. Музыка была очень радостная и мастерски исполненная. Эти песни породили странные ощущения: многим людям вдруг показалось, что застой, задавивший к концу 1970-х политику, экономику и культуру, может скоро закончиться, а «Интеграл» — предвестник грядущих перемен. 

Все последующие концерты «Интеграла» прошли при аншлаге, билетов не всем хватило. Кстати, социальный состав зрителей был отнюдь не молодежный. В зале преобладали люди среднего возраста, в пиджаках, галстуках и белых рубашках. Видимо, это  были инженеры, пришедшие на концерт после работы в своих НИИ.
 
В один из дней я заприметил в зале красивую молодую женщину с большим животом — она ждала ребенка. После концерта к подъезду Дома культуры подрулила скорая помощь, возле которой собралась толпа. 

«Барышня рожать собралась», — объяснил врач. 

Было бы интересно найти сейчас человека, который решил появиться на свет, послушав концерт «Интеграла». Ему сейчас должно быть сорок лет. Хочется верить, что он такой же веселый и позитивный, как музыка этой группы.

На цирковой арене

В конце марта 1980-го афиши известили о том, что «Интеграл» снова прибывает в Пензу. Я поспешил на встречу. Молодые, высокие, улыбающиеся парни казались настоящими богатырями из сказки. За то время, что мы не виделись, они успели выступить в Тбилиси на фестивале популярной музыки «Весенние ритмы», где стали  лауреатами. А песня «Подснежник», которую исполнил «Интеграл», сделалась настоящим  символом фестиваля, поскольку группы, приехавшие тогда в Тбилиси, а это были знаменитые ныне «Машина времени», «Аквариум», «Автограф» и многие другие, воспринимались обществом как  первые весенние цветы, выглянувшие из-под сугробов. 

Надо заметить, что фестиваль состоялся благодаря именно «Интегралу». Тбилисская филармония, инициировавшая фестиваль, не смогла собрать аппаратуру, необходимую для рок-концерта. Выручил ансамбль «Интеграл», заехавший в грузинскую столицу, двигаясь по гастрольному маршруту. Вместе с группой прибыли две фуры со светом, колонками и усилителями, которые и обеспечили фестивалю нормальный звук.  
 
И вот теперь, с первым весенним теплом, артисты прикатили в Пензу. 
«Интеграл» привез новую программу. Теперь акцент был сделан на ярком шоу и музыке в стиле кантри. 

«Кантри — это идея Алибасова, — рассказывал солист «Интеграла» Юрий Лоза. — Кантри — это сельский праздник-разгуляй. Специфика этой музыки позволяет делать все что хочешь: прыгать, плясать...» 

Программу открывала новая песня Юрия Лозы в стиле кантри «У лошади больные ноги», а затем следовал умопомрачительный микс из русских и татарских народных песен, аранжированных в рок-стиле, и классических американских рок-н-роллов. На сцене все бурлило и клокотало. 

В группе пели все, даже барабанщик Халил Даукаев вставал из-за ударной установки и солировал в песне «Мне нужна жена» на слова Роберта Бернса. Халил был очень толстым, но веселым и бесшабашным парнем, поэтому номер зритель принял на ура.  

В течение двух недель «Интеграл» выступал в цирке. В будни было по два концерта, в выходные — по три. Многие поклонники ходили на выступление ансамбля по нескольку раз. Отыграв свое, «Интеграл» уехал дальше по гастрольному маршруту, но спустя некоторое время вновь вернулся, еще на две недели захватив цирковую арену. 


Разговоры с музыкантами

Пользуясь журналистскими привилегиями, я ходил почти на все концерты «Интеграла». Между выступлениями сидел с артистами в гримерке. 
 
Бари Алибасов поведал, что истоки его артистической карьеры лежат в середине 60-х. Будучи подростком, он однажды увидел в окошке Дома культуры в городе Чарске, как репетирует заезжий джаз-бэнд. Больше всего его поразили две тарелочки ударной установки (хай-хет). Бари не мог видеть, как барабанщик ногой нажимает на педаль,  поэтому думал, что они отбивают ритм без участия человека. Это удивление и привело к тому, что он стал барабанщиком.   

Солист ансамбля Юрий Лоза рассказывал, что в 1977 году Алибасов уговорил его, уже работавшего в профессиональном ансамбле, на поездку по БАМу. 

«Ничего мы не заработали, — вспоминал Юрий, — зато, пока крутились по БАМу, сделали приличную программу. И когда выяснилось, что нам надо либо разбегаться, либо искать себе дорогу, Алибасов сказал, что четыре филармонии предлагают свои услуги: Магадан, Майкоп, Хабаровск и Саратов. Мы подумали, что Магадан, Майкоп и Хабаровск — это дикие места, и выбрали Саратов…»
  
Бари Алибасов и Юрий Лоза — известные люди, не нуждающиеся в представлении. Но в их тени прячется клавишник Игорь Сандлер, который сыграл важнейшую роль в жизни «Интеграла». Во многом благодаря именно его мастерству Алибасову и Лозе удалось воплотить на сцене многие свои задумки. 
Бари рассказал мне историю появления Игоря в группе.

По словам Алибасова, когда выпускник Саратовской консерватории Игорь Сандлер решил жениться, его родители подарили молодоженам маленький домик. Там был небольшой подвал, и Сандлер решил  углубить его, чтобы сделать помещение для репетиций. Он начал копать землю, и однажды лопата стукнула обо что-то твердое. Он нашел клад: три глиняных кувшина, полных золотых и серебряных монет! На вырученные деньги Сандлер купил у какого-то гастролера-югослава три клавишных синтезатора, с которыми и отправился на прослушивание к Бари Алибасову. Так он и попал в группу.  

Этот состав просуществовал до конца 1983 года. Музыканты отыграли прощальный концерт в Саратовском дворце спорта, после чего разошлись в разные стороны. Алибасов вскоре собрал новый состав группы, в котором засветились будущие кумиры публики — Марина Хлебникова и Евгений Белоусов. Позже он создал группу «На-На». Но это уже совсем другая история.



Автор: Владимир МАРОЧКИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке