Днем — монтер, вечером — актер: более 100 лет в Сердобске работает народный театр

Днем — монтер, вечером — актер: более 100 лет в Сердобске работает народный театр

Роли исполняли...

Говорят, что театр начинается с вешалки. А сердобский — с порога районного ДК, где «Поколение» и базируется. Это не просто штаб-квартира, но и главный поставщик кадров. Многие преподаватели, технические работники, родители, которые водят детей в кружки, так или иначе задействованы в постановках. На репетициях даже зав. структурного подразделения РДК Светлана Китаева — рядовая актриса, которая нет-нет да и пожалуется в шутку, что руководитель театра Александр Кобзев не дает ей главные роли.
 
Александр Юрьевич рассказал нам, чем живет труппа сегодня и как трудности помогают театру развиваться.

Из зала — на сцену

— Классический театр и народный — это разные вещи, — объясняет Кобзев. — В первом работают профессионалы, которые получают зарплату. А у нас всего две официальные ставки — режиссер и художник-постановщик. Остальные вакансии заполняют любители, которые приходят сюда по зову сердца. Это скорее хобби, любимое дело, способ убежать от рутины.

Тяга к искусству не знает социальных и профессиональных границ. Сейчас в труппе сердобского театра около 30 человек: предприниматели, врачи, чиновники, педагоги, школьники, пенсионеры, студенты. Есть костяк, который, сохраняется многие годы, есть новички. Кто-то приводит друзей, кто-то — супруга. Случается, что после спектакля зрители просятся в актеры. Помимо самовыражения  театр дает качественное общение, которое невозможно в соцсетях и на бегу, в суете. 

Состав периодически обновляется. 
— И это неплохо, — отмечает режиссер. — Новые люди привносят свое видение ролей, интересные идеи. А уходят актеры чаще всего потому, что не выдерживают ритма: репетиции проходят три раза в неделю, по вечерам — после работы. Срывать их нельзя. 


Срывая маски. И перчатки

— Наш рецепт долголетия — эксперименты и отклик на все новое, — говорит Александр Кобзев.
В прошлом году, когда объявили карантин из-за пандемии, режиссер и члены труппы были уверены, что театру придется приостановить деятельность. Но отсиделись две недели по домам, осознали, что происходит и, вооружившись защитными масками, снова приступили к работе.

Как и вся страна, театр «Поколение» примерил на себя онлайн-формат. Требовалось не  просто поставить спектакль, а еще красиво отснять сцены, смонтировать, выложить в Сеть.

— Летом мы делали костюмированный спектакль к празднику Троицы, — рассказывает художник-постановщик театра Юлия Зябликова. — Собрались, поехали на природу, отсняли почти все эпизоды. Остался финальный. Актриса вошла в роль, все идет замечательно, и вдруг замечаем, что маску перед съемкой она сняла, а резиновые перчатки — забыла. Посмеялись и пересняли сцену.  

Новый формат работы высветил ряд проблем. Оказалось, что имевшаяся аппаратура безнадежно устарела. Помог грант. 

В 2020 году театр получил 200 тысяч рублей за победу в фестивале любительских творческих коллективов «Культура — это мы!» (в рамках регионального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»). На эти деньги обновили оборудование, и даже остались средства на пару новых костюмов. 

Такие разные спектакли

Театральные премьеры в Сердобске, как правило, проходят с аншлагом. А что же в репертуаре  «Поколения»?  
— Наш основной зритель — зрелого возраста, — говорит Зябликова. — Молодежи погрузиться в театральное действо мешают определенная инертность и зависимость от гаджетов. Но мы стараемся плотнее работать со школами. Например, в репертуаре есть пьеса «Ревизор», которую учащиеся посмотрели в рамках образовательной программы.

Местная жительница Ирина Подкопаева призналась, что благодаря постановкам «Поколения» открывает для себя многие произведения мировой драматургии. Одной из знаковых для нее, например, стала пьеса Стэнли Ковальски «Трамвай «Желание». Неизгладимое впечатление произвел «Закон дикаря» (по Арцыбашеву).  

В разные годы на сцене шли спектакли по произведениям Крылова, Островского, Мольера, Штайна, Арбузова… 

Сейчас идет работа над спектаклем «Стакан воды, или Причины и следствия» Эжена Скрибу. 

Интересно, что народный театр стал инициатором проведения районного фестиваля театральных коллективов «Город С» (это отсыл к комедии «Ревизор» Николая Гоголя: в черновом варианте населенный пункт, где происходит действие, назывался «город С»). В 2020 году мероприятие прошло в режиме онлайн, но зато список участников значительно расширился. 
 
— В фестивале с удовольствием принимают участие и детские, и взрослые коллективы из разных  уголков области, — отмечает Александр Юрьевич. 

Коллектив «Поколения», в свою очередь, участвует в областных и российских фестивалях и конкурсах, таких как «Театральные экзерсисы», «Чудное мгновение» и других.  


Швеи не хватает

О чем мечтает труппа народного театра в глубинке? Основные проблемы лежат не в творческой, а в экономической плоскости. Режиссер и актеры мечтают чаще выезжать со спектаклями, делать более зрелищные постановки. Но для этого нужны средства. 

— Грант в размере 200 тысяч рублей, о котором говорилось выше, — это наше самое крупное финансовое поступление, — смеются мои собеседники.

Бывает, что на декорации и реквизит актерам приходится  скидываться. Понемногу «подбрасывают» спонсоры, местные власти. 

— Сложнее всего с костюмами, — отмечает Светлана Китаева. — Приходится постоянно перешивать старые. Два года назад (когда был объявлен Год театра) нам выделили деньги по линии культуры Сердобского района и удалось немного пополнить театральный гардероб. Еще очень не хватает ставки портного. В советские годы у нас было заложено целых три, потом осталась одна, а после оптимизации и ее не стало. 

Приходится выкручиваться: Юлия Юрьевна, например,  освоила вышивку, которой украшает костюмы. 

Однако все проблемы отступают на второй план, когда поднимается театральный занавес и начинается действо. 

— Мы получаем массу удовольствия от того, что делаем, — отмечает Александр Кобзев. — Преодоление сложностей — тоже часть игры. 

Справка «ПП»
Сценическое искусство в Сердобске уходит корнями в прошлый век. Первый театральный кружок был создан в 1918 году. Со временем он перерос в любительский театр. Его история начинается с 1987 года, когда руководителем стала профессиональная актриса Вера Володина. В 1989 году театру было присвоено звание народного. С 1999 года руководит им Александр Кобзев — выпускник Пензенского училища культуры и искусств. Название «Поколение» появилось у театра в 2000 году. Оно отражает преемственность традиций.

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке