Браво, Калашников!
Он все-таки вернулся в родной город. Вернулся вопреки всему Победителем...
Чтобы в последний раз проплыть по кузнецким улицам на плечах своих учеников-«бумовцев». Чтобы последний раз оказаться на сцене, и уйти с нее уже навсегда под шквал оваций. Он доиграл свой Спектакль до конца, заслужив многократно повторяемое сквозь слезы: «Браво, Калашников!»
Калашникова нет, и теперь я уже точно знаю, мне никогда не полететь на воздушном шаре. А так хотелось! Всем вместе, как он обещал! Огромные разноцветные шары над городом, спектакль-феерия, сотни счастливых лиц и Каланя горланит во все небо: «Ну, что?! Я же вам говорил! Это БУМ»!
Начало мечты
Он был великим мечтателем. И мечтам его всегда было тесно. Сначала в стенах театра, потом на городских улицах, на просторах области, на воде… Он стремился к недостижимому. И не случайно самым известным его спектаклем, к которому он постоянно возвращался, были «Алые паруса». Калашников, как и капитан Грей, свято верил, что делать чудеса надо своими руками.
Уже само появление в маленьком Кузнецке молодежного театра «БУМ» было чудом. В далеком теперь 1979 году, вернувшись на родину после окончания института, молодой режиссер смог увлечь десятки мальчишек и девчонок своей идеей, и начал ставить с ними спектакли, о которых вскоре заговорила вся страна.
Стены ДК «Рассвет», где, поначалу базировался «БУМ», Калашникова не устраивали, и он затеял строительство собственного театра.
Ему никто и никогда не давал уже готового. Практически все им сделанное и построенное делалось своими руками и, как правило, вопреки. Он обивал пороги кабинетов, доводя до полуобморочного состояния чиновников всех уровней. Находил общий язык с директорами предприятий, руководителями фирм.
Отказать ему было невозможно. При первом знакомстве многие пугались его напора и громового, срывающегося на хрип надсаженного голоса. Потом привыкали, потому что в этом напоре, целеустремленности и был весь Калашников, не знавший на пути к своей цели ни преград, ни компромиссов. В конце восьмидесятых музыку для одного из его спектаклей записывал в Пензе известный тогда бард Вячеслав Макаров. У Александра Николаевича только родился сын, а вечером накануне спектакля, злой как черт, Калашников позвонил Макарову и сообщил, что в Кузнецке умудрились испортить фонограмму, а потому ее надо срочно переписать заново и утром доставить в «БУМ». Не дослушав славиных, что, мол, это невозможно, Калашников заорал: «Славка, чтобы фонограмма была к утру! Иначе ты станешь убийцей моего сына»! И швырнул трубку.
К утру фонограмма была.
Силу притяжения калашниковского «БУМА» помнят, и по сей день. Вокруг кузнецкого театра очень быстро образовался круг из пензенских актеров, музыкантов, художников, журналистов, фотографов, готовых мчаться в Кузнецк по первому зову.
Не приехать на премьеру Калашникова было чем-то неприличным. Народ ехал на электричках, автобусах, попутках. Не считаясь ни с занятостью, ни с неудобствами. Счастливое это было время…
Играть всегда и везде
Одержимый и гениальный режиссер Калашников считал весь мир своим театром. И искренне возмущался, если его не понимали. А не понимали многие. В начале восьмидесятых Калашников решает выйти из стен театра на улицы, продекларировав принцип, что играть можно везде: во дворах, на автобусах, на воде, хоть в воздухе!
На свет появились его «Алые паруса», удостоенные впоследствии премии Ленинского комсомола, сыгранные на плотах на Белом озере. В качестве отклика местная «молодежка» опубликовала гневное письмо учителя-ветерана про то, что Калашников перестал быть патриотом, оторвался от родного города и поставил спектакль в Ульяновской области, куда кузнечанам трудно добраться! У возмущенного педагога нашлось немало сторонников, не желавших и слышать, что в Кузнецке просто нет подходящего водоема, а до Белого озера куда ближе, чем до той же Пензы. Сколько их будет таких вот писем, анонимок, жалоб и клеветы!
Но будет и другое! Театр на повозках, театр на автобусах, театр в огне! И еще он очень хотел театр на воздушных шарах. Друзья просились у него на эти воздушные шары, не сомневаясь, что он своего добьется.
Бытовала легенда, что когда умер американский миллионер Арманд Хаммер, на его рабочем столе нашли письмо из Кузнецка с просьбой помочь в организации спектакля на воздушных шарах…
Последний триумф
Калашникову часто было неуютно в Кузнецке, потому что он никогда не считал его провинцией. Он и бумовцев своих так воспитывал, полагая, что и по Москве и по Нью-Йорку они должны проходить одинаково: с гордо поднятой головой.
В 1994 году он впервые сделал Кузнецк настоящей театральной столицей. В городе прошел первый международный театральный фестиваль «Бумборамбия». Кузнецк увидел театры, которые удается видеть далеко не каждой столице. Большинство гостей, слабо представляло себе, где этот самый Кузнецк расположен. Ориентир был один: там где «БУМ» и Калашников.
Тогда же его захватила идея «Театрограда». Он говорил, что это будет лучшее его детище: огромный парк с природными ландшафтами разных уголков мира, различными вариантами театральных площадок, начиная с амфитеатра. «Театроград» должен был вобрать едва ли не все театральные формы, существующие в мире.
На дворе стояло уже жестокое время, в котором не было места романтике. Все покупалось, продавалось и мерилось исключительно деньгами. Калашников, чтобы поддерживать «Бум» и начать строить «Театроград» нанимал машины, ездил в столицу за апельсинами, бананами и продавал их. Крутился, как мог, валился в больницу с очередным сердечным приступом и, едва оклемавшись, снова брался за свой «Театроград». В конце концов, он выбил место под строительство. Стройка то закипала, то останавливалась. Но Калашников свято верил в свою мечту.
А потом был телефонный звонок, когда он в свойственной ему категоричной манере, потребовал, чтобы я непременно приехал на его «Женитьбу».
Это был странный спектакль. По-калашниковски яркий, мощный и одновременно наполненный какими-то жуткими предчувствиями. После спектакля Калашников заявил, что оставляет «БУМ». Несколько месяцев спустя началась его травля. По нему били из всех калибров. Забыв про все им сделанное и ничего не стесняясь. Серость пользовалась случаем, сводя счеты за все годы его побед и триумфов. Это была не первая кампания против него. Но, пожалуй, самая масштабная.
На церемонии прощания с ним не один раз прозвучит слово: «Погиб»! Погиб, отстаивая право на свою мечту, полет, непохожесть. Из города его буквально выжили, а вот опорочить, как ни старались, не смогли.
На месте «БУМа» теперь стоит торговый центр, что-то там собираются строить на месте «Театрограда», и вряд ли уже кому придет в ум оспаривать право Кузнецка называться провинцией. Каждый выбрал свое.
В марте этого года в Москве прошло вручение всероссийской премии «Грани театра масс», аналога «Золотой маски» для массовых форм театрального искусства. В номинации «Лучший театр на открытом воздухе» победителем признают спектакль «Алые паруса», поставленный режиссером Александром Калашниковым с Московский областным государственным театром юного зрителя.
— Это не моя награда, это награда всех «бумовцев», — с горечью скажет он после церемонии награждения. Ни в Пензе, ни в Кузнецке события этого будто бы не заметили.
9 июня 2011 года русский режиссер Александр Калашников скоропостижно скончался в Москве на 56 году жизни. Сердце все-таки не выдержало. Стало меньше еще одним талантом, еще одним другом и еще одной мечтой. Потому что теперь уже точно никто не позовет подняться в небо на воздушном шаре…
Справка «ПП»
Александр Николаевич Калашников. Родился в 1956 году. Почетный гражданин города Кузнецка. Заслуженный работник культуры РФ.
В 1979 году после окончания Куйбышевского института культуры организовал театр-студию «Бум».
Является организатором шести фестивалей любительских театров «Бумборамбия», проведенных в Кузнецке. Театр — участник международных театральных фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Ужгороде, в Германии, Турции, Норвегии.
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
В Пензе прошло шествие Дедов Морозов и Снегурочек
Колонна сказочных персонажей проследовала по традиционному маршруту
Физические серверы как основа цифрового суверенитета и развития Пензы
Для пензенских компаний физический сервер — это инструмент минимизации правовых и репутационных рисков
Олег Мельниченко раскритиковал работу министра образования региона
Глава области отметил, что требует соблюдать сроки и качество работы
В Пензе депутаты муниципальных образований подвели итоги работы за 2025 год
А также обозначили основные направления работы на 2026На заседании Госсовета обсудили поддержку региональных бюджетов
Вадим Супиков подчеркнул значение государственной поддержки жилищной отрасли
Вадим Супиков обозначил приоритеты программы переселения соотечественников
Владимир Якушев доложил Владимиру Путину о выполнении «Единой Россией» его поручений на XXII съезде

