Не стоит село без тружеников

История о том, как власть и бизнес пытаются улучшить условия жизни в отдельно взятом населенном пункте

Не стоит село без тружеников

Часто можно услышать, что на селе сейчас работать негде. Это правда, но не вся. В иных селах все наоборот: работа есть, а выполнять ее некому — не спешит народ осваивать сложные и трудоемкие профессии, связанные с сельским хозяйством.

Что отпугивает людей, особенно молодежь, от жизни в глубинке и каким пряником туда можно заманить? На этот вопрос ищут ответ в селе Высоком Башмаковского района.

«Выпросили» руководителя

Руководитель семейной фермы в селе Высоком Юрий Козаренко – один из самых крепких хозяйственников в районе. Он человек дела, много говорить о себе не любит, успехами не хвастает, предпочитает работать, в том числе и на опережение.

Сельхозпредприятие в Высоком Юрий Александрович возглавил в начале нулевых. В советское время тут был богатый совхоз, но в 90-е годы он быстро пришел в упадок: было потеряно почти все поголовье скота, поля зарастали, людям семь лет не платили зарплату.

Местные жители рассказали, что специально ездили к известному пензенскому аграрию, ныне депутату Госдумы РФ Ивану Фирюлину, который тогда возглавлял совхоз «Петровский» в расположенном неподалеку селе Никульевка, и просили направить к ним толкового руководителя. Выбор пал на Козаренко.

– Мы Ивана Ивановича до сих пор при встрече благодарим за нашего начальника, – рассказывает жительница села Людмила Николаевна, – а тот в ответ шутит: мол, как же я промахнулся, отдал вам такой ценный кадр!

Уроки девяностых

Юрий Александрович говорит, что хозяйство пришлось поднимать с колен, на это ушел не один год. С тех пор он всячески пытается противостоять хаосу, безразличию и бесхозяйственности. Развитие возможно только при условии созидания. А созидание – это труд.

В годы перестройки местные жители, насидевшись без работы и денег, хотели одного – вновь быть при деле. Не все, конечно, многие начали топить страх перед переменами в бутылке. Тем не менее в первое время работников на возрождающемся сельхозпредприятии хватало.

– Я не знаю, что со мной было бы, если бы не Юрий Александрович, – рассказывает пенсионерка Ольга Ширина, которая работает у Козаренко старшим поваром (кстати, свои деньги она получает не зря – до сих пор вспоминаю ее вкусные суп и котлеты).

В молодости она вышла замуж за первого красавца на селе, а тот, когда начались трудности, стал пить. Как и многим женщинам в те сложные годы, Ольге Николаевне пришлось тащить семью на себе, пройти через безденежье, безработицу. И новый руководитель стал для нее не просто шефом, а человеком, который вернул в ее жизнь стабильность.

– От мужа поддержки не было, – вспоминает Ольга Николаевна, – и я к Козаренко ходила не только по рабочим, но и по личным вопросам посоветоваться. И тот находил время, вникал в чужие проблемы. Я работаю с ним больше 20 лет, была и дояркой, и бригадиром. И супруга моего он пристроил комбайнером-трактористом, пока тот мог еще работать...

Юрий Александрович производит впечатление строгого, требовательного начальника. И, наверное, таковым и является. Но сотрудники говорят, что душа у него добрая и он заботится о своих рабочих как может. Приведу всего один пример: обед для рабочих фермы стоит… 5 рублей. Знаете другие места в области, где можно поесть за такие деньги?

Не хватает рабочих рук

Сейчас ферма Козаренко работает по двум направлениям: земледелие и животноводство. Поголовье скота составляет 120 голов, из них 60 – дойные коровки, да не абы какие, а французской породы монбельярд. Под полями – 3,7 тысячи га, где выращивают зерновые, технические культуры, подсолнечник и др. И руководитель по-прежнему готов обеспечивать работой местное население. Но самая большая проблема в последние годы – нехватка рабочих рук.

По документам, в Высоком проживает около 360 человек, по факту – около 280. Когда Козаренко пришел работать в хозяйство, там было порядка 160 сотрудников (в основном местные). Сейчас осталось около 70 – это жители окрестных сел Петровское, Дружный, Подгорное, Липовка, Соседка. Из них почти половина – пенсионеры.

Козаренко знает, как тяжело дается хлеб сельским труженикам. И сегодня условия для рабочих на ферме лучше, чем 20–40 лет назад. Например, новые тракторы и комбайны оснащены кондиционерами, техобслуживание проще, и механизаторы уже не ходят чумазыми, как раньше.

А вот в сфере животноводства многое осталось по-прежнему. Подъем в 4 утра, специфичный запах, сложный уход за животными, по 10–14 часов на ногах.

– Молодежь в селе не остается, специалисты не едут – в общем, никто не рвется работать на ферме, – констатируют аграрии.

В чем причина? За 30 лет в нашей стране выросло поколение, которое всеми фибрами души против возвращения в деревню. Когда-то их родители сбежали из сел в города за заработками. И дали детям установку: не возвращаться. Но если в селе некому будет работать, кто же накормит город?

– И, к сожалению, дальше будет еще хуже, – вздыхает Козаренко.

И жильем не удержать?

Несколько лет назад Козаренко, чтобы привлечь и удержать людей в Высоком, затеял свою жилищную программу: он покупает пустующие квартиры и предоставляет их приезжим. Те оплачивают только коммунальные услуги. А отработав 8–10 лет, могут оформить квартиру в собственность.

Наверное, если в городе какое-то предприятие затеет подобное, от желающих устроиться не будет отбоя. А в Высоком это, конечно, остановило текучку и миграцию кадров, но не кардинально. Получив жилье, люди частенько продают его и уезжают. А Козаренко приходится выкупать обратно свои же квартиры.

С годами Юрий Александрович пришел к выводу, что дело не только в работе и жилье. Людям нужна среда – культурная, социальная, потребительская. Чтобы не чувствовать себя сортом ниже тех, кто живет в городах.

Среда – это много факторов. Это дороги, электричество, культурный отдых, детские площадки, прогулочные зоны, магазины, возможность заниматься спортом. Но разве бизнес, у которого в принципе другие задачи, все это потянет?

К счастью, два года назад у Козаренко появился единомышленник.

Как сделать жизнь лучше?

Дмитрий Бокарев, тоже уроженец Башмаковского района, придерживается принципа: где родился, там и пригодился. Сменив несколько должностей и профессий, он остановился на муниципальной службе.

С 2010 по 2014 год возглавлял Троицкий сельсовет и сумел привлечь туда около 20 млн инвестиций: отремонтировал водопровод, дороги и др. В 2019 году пришел в Высокинский сельсовет, который в районе имел славу проблемного: никто не задерживался в должности главы дольше двух лет.

Работа тоже непростая. Бюджет маленький, без денег особо не размахнешься. А население требует порядка: ремонта дорог, бесперебойной подачи воды, благоустройства. Не выполняешь просьбы и наказы – значит, плохо работаешь. Но большинство сельских глав стараются по возможности сделать жизнь на своей территории лучше.

– Проблема в том, что люди в большинстве своем живут прошлым, – говорит Дмитрий, – вспоминают, как хорошо было в советские годы. А надо учиться жить в новых реалиях.

А они таковы, что жители вместе с властью должны работать над благоустройством своего села, повышением качества жизни.

Даже финансирование в рамках различных программ в первую очередь выделяют тем, кто и сам готов вложиться. По такому принципу, например, работает запущенная в 2019 году государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ).

Дмитрий, как и Юрий, начал искать способы улучшить жизнь в Высоком и привлечь туда новых людей. И получилось, что власть и бизнес на селе сошлись в интересах.

Вместе сподручнее

Первым совместным проектом в рамках КРСТ стало восстановление воинского мемориала в Высоком: ведь все растет от корней, без прошлого нет будущего. В 2020 году в селе проживал один ветеран Великой Отечественной, и за состояние памятника перед ним было стыдно.

– На реставрацию, учитывая софинансирование муниципалитета, нам удалось получить 300 тысяч рублей, – рассказывает Бокарев, – но на асфальтировку территории, где проходят торжественные митинги, этих денег не хватало, и Юрий Александрович помог довести дело до конца.

В прошлом году поменяли старые уличные фонари на энерго­сберегающие, установили новую водонапорную башню. Козаренко тоже принял в работе финансовое участие.

Еще одной победой стало строительство хоккейного корта в соседнем селе Дружный. Причем тут свою лепту внесли жители и местная с/х организация ООО «Восход» – подрядчик сделал основание хоккейной коробки, а установили ее сами сельчане.

На нынешний год у власти и бизнеса в Высоком тоже большие планы: уже готова документация на благоустройство улицы Центральной. Также в планах обновить детскую площадку, установить уличные тренажеры, урны, лавочки, высадить деревья, а по линии ЖКХ закольцевать систему водоснабжения.

А если говорить о далеко идущих проектах, то хорошо бы масштабировать проект с жильем, отмечают Козаренко и Бокарев, – программа по КРСТ предусматривает софинансирование на эти цели. И лучше построить новые дома, потому что имеющийся в Высоком жилой фонд все больше ветшает.

Вот такие дела. А говорят, что нельзя построить «коммунизм» в отдельно взятом селе. Можно! Если есть честные, радеющие за общее благо люди.

Династии

Среди сотрудников фермы немало «семейных» подрядов. Например, на комбайнах и тракторах работают братья Денисовы: Владимир, Вячеслав, Виктор. А семья Седовых представлена Петром Михайловичем, его сыном Александром и внуком Игорем.

Память

Светлана Макушина заведует сельской библиотекой. Вместе со школьниками она собирает информацию о воинах-земляках. На основе исследований уже подготовлен альбом, в планах – издать Книгу памяти.

– Мы обновили список тех, кто призывался на войну от Высокинского сельсовета, – рассказывает женщина. – На нашем памятнике 350 имен, а мы нашли уже 536. Надеемся, что когда-нибудь удастся обновить и мемориальные плиты. Наши земляки воевали в разных родах войск и частях, и на каждом этапе боевого пути, который прошла Россия, были наши родные.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное