Без инноваций не выжить

Без инноваций не выжить

Так считает генеральный директор ООО «Объединение «Компрессор» Валерий Яшин

Он поделился с нашим корреспондентом рецептом преодоления кризисов.

Трудные времена

— Валерий Васильевич, сегодняшний кризис — чем он вызван?
— Сыграли роль и экономическая, и политическая ситуации. На мой взгляд, если бы кризис не случился сейчас, то мы столкнулись бы с ним позже.
Для нашего предприятия он самый сложный из всех, которые довелось пережить. А за полвека моей трудовой деятельности сложных периодов было немало. Но мы все равно стараемся преодолеть трудности и не опускаем руки.

— Как отразился кризис на вашем предприятии?
— Желающих поработать с предприятием много. Но я считаю, что переговоры можно считать успешными только после того, как на счет в банке перечислен аванс.
Для жизнедеятельности предприятия и всего коллектива в год необходимо порядка 15–20 млн. рублей. В эту сумму включены все обязательные расходы, в том числе и заработная плата сотрудников. На сегодня в моем распоряжении только четвертая часть от необходимого. И мы прожили один квартал. Денег осталось только на апрель.
Хотя предприятие выиграло довольно крупный тендер, условия его таковы, что оплата производится по факту поставки продукции. Поэтому, возможно, мне придется брать кредит, хотя я ни разу в жизни этого не делал. Самыми сложными будут ближайшие два месяца. Если мы их переживем — все будет хорошо. Если нет – встанет вопрос о банкротстве.

Догнать. А потом перегнать

— Сейчас широко обсуждается программа по импортозамещению. Как считаете, возможен ли полный переход на отечественную продукцию вашей от
расли?
— Порядка 70 процентов различного компрессорного оборудования Россия сегодня закупает на Западе. Одна из самых передовых в этом вопросе фирм – американская.
В нашей стране есть ряд предприятий (в Кургане и Перми), которые занимаются закупкой компрессоров у американцев, а на своих базах разрабатывают и изготавливают необходимую начинку для будущего изделия. Но его еще нужно испытать, а этим опять же занимаются только за границей. В моих планах — разобраться, как устроены самые современные и производительные американские компрессоры, и попробовать собрать нечто подобное самостоятельно. А еще нужно найти в России базу, на которой можно проводить испытания. Но на это уйдет несколько лет.

Думаю, что государству пора вмешаться в ситуацию, иначе компрессоростроение в России просто тихо умрет. Для оживления отрасли нужны серьезные бюджетные вливания.

Что касается импортозамещения — это дело хорошее. Сейчас страна живет под этим лозунгом. Важно, чтобы были не только слова, но и реальные дела. Ведь я за свою жизнь слышал немало разных лозунгов. Например, «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме» или «Обеспечим квартирой каждого». Хотелось бы верить, что в этот раз мы добьемся поставленной цели.

— А насколько российское (и в частности, пензенское) оборудование может быть дешевле импортного?
— Сейчас сложно об этом говорить. Западные технологии не стоят на месте. Если взять для примера тендеры, в которых мы участвовали пару лет назад, то мы могли предложить продукцию вдвое дешевле. Этого удавалось добиться за счет дешевой рабочей силы, и в то время у нас был достаточно дешевый материал, из которого делали компрессоры.

К сожалению, цены на сырье выросли. Теперь это уже не наше конкурентное преимущество. А технологически западные предприятия оснащены лучше. Поднимать российское производство надо было, если по-честному, еще лет 20 назад.

Кризис — двигатель прогресса

— Существуют ли условия, соблюдая которые, бизнес может с наименьшими потерями пережить непростые времена?
— Конечно. Важно не сидеть сложа руки. Лично я много ездил, встречался с потенциальными партнерами, вел переговоры. Нужно учиться, завязывать дружеские отношения с людьми, которые могут каким-то образом стать полезными в работе, быть в поиске.

Если говорить конкретно об отрасли машиностроения, то надо создавать то, что по техническим характеристикам будет превосходить зарубежные аналоги. Требуются конкурентоспособные идеи, которые могли бы вытеснить импорт.

— Находили ли вы нестандартные выходы из тупика?
— Многие помнят 1994 год, когда в стране появились финансовые пирамиды «МММ» и «Хопер». Огромное количество людей пострадало. И именно тогда мое предприятие осталось без заказов, а значит, и сотрудники — без средств к существованию. Пришлось идти на риски. Я вложил деньги в эти пирамиды.

Конечно, я знал, чем все это может закончиться. Поэтому у зданий пензенских представительств каждый день дежурили мои люди, готовые забрать деньги при малейшем ажиотаже и подозрении на обрушение пирамиды. Сейчас в это сложно поверить, но я год платил сотрудникам зарплату за счет дивидендов «МММ»!

Когда пирамида лопнула, пришлось искать другие пути. Я взял список всех крупных пензенских предприятий и прикинул, с кем мы могли бы наладить сотрудничество. В списке был и Грабовский автомобильный завод. Мы скооперировались, объединили усилия и… создали первую в России передвижную компрессорную автогазозаправочную станцию.

Считалось, что подобные проекты невозможно реализовать в нашей стране еще лет 10–20. Но в данной ситуации кризис стал своего рода толчком.

Специалисты конструкторского бюро, которые раньше занимались только разработкой компрессорного оборудования, перешли на освоение нового и перспективного для себя направления. Ведь в последние годы во всем мире активно строятся газозаправочные станции.

Я думаю, что и сейчас нужно делать ставку на инновации.

СПРАВКА «ПП»

Яшин Валерий Васильевич — генеральный директор ООО «Объединение «Компрессор», кандидат технических наук, академик Международной академии реальной экономики.

Окончил Астраханский технический институт рыбной промышленности, факультет холодильного компрессорного машиностроения. Трудовую деятельность начал в Пензе в 1962 году и по сей день работает на том же предприятии, пройдя все ступени карьерной лестницы.

ООО «Объединение «Компрессор» — это мощнейшее конструкторское бюро, специалисты которого готовы создать практически любой воздушный или газовый компрессор. Оно производит современные малогабаритные автомобильные газонаполнительные компрессорные станции и другое газоиспользующее оборудование.

Численность коллектива — 22 человека.

Машино- и приборостроение сегодня занимают лидирующие позиции среди отраслей промышленности Пензенской области. Это более
60 крупных и средних предприятий. На их долю приходится около трети общего объема промышленного производства региона. Многие виды выпускаемой машиностроителями продукции соответствуют мировым стандартам, конкурентоспособны и востребованы на рынке.

Развитие отрасли включено в областную программу импортозамещения.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке