Татьяна Визбор: «Рецепт успеха – говорить правду»

Популярная ведущая «Радио России», дочь незабвенного Юрия Визбора Татьяна, на прошлой неделе гостила в нашем городе. Пензенцы могли видеть ее выступление на концерте авторской песни «От Визбора до сегодняшнего дня». Татьяна Юрьевна исполнила несколько «хитов» своего отца и матери, Ады Якушевой.

На следующий день корреспонденту «ПП» удалось встретиться с Татьяной Визбор во время ее прогулки по Пензе и задать несколько вопросов.

– Татьяна Юрьевна, в одной из газетных статей вы упоминаете, что на заре вашей журналистской карьеры вам довелось взять интервью у своего отца. Сложно вам тогда пришлось? Ведь Юрий Иосифович сам был замечательным журналистом.

– Папа жестковато со мной обошелся. Я привела в нашу однокомнатную квартиру на улице Чехова съемочную группу: режиссера, оператора, осветителя, звуковиков. Подумала, что тут такого? Сейчас спрошу его, как обычно: пап, расскажи мне что-нибудь. Не тут-то было. Начинаю задавать вопросы, а он отвечает односложно «да», «нет» и надолго замолкает. Я не выдерживаю и увожу его в ванную, потому что больше переговорить было негде. Спрашиваю: «В чем дело?». А он мне: «Знаешь, дорогая, каков вопрос, таков и ответ. Первое правило журналиста: не задавай вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Такой вот урок он мне преподал. Но потом, к счастью, все получилось. И материал интересный вышел.

– А что бы вы лично посоветовали начинающему журналисту? Как, например, научиться располагать к себе собеседника?

– Рецепт только один – говорить правду, быть искренним. Неважно, задаешь ли ты вопрос или отвечаешь на него. Если ты врешь – это всегда заметно. У Юрия Визбора в повести «Завтрак с видом на Эльбрус» есть одна героиня, секретарша Марина – патологическая врушка. Отец очень хорошо охарактеризовал этот тип людей: «Когда она говорила: «Здравствуйте, меня зовут Марина», можно было не сомневаться, что одно из четырех произнесенных ею слов было враньем».

Еще одна распространенная журналистская ошибка – не проявлять искреннего интереса к собеседнику. Я этим страдала, когда только начинала вести прямой эфир. Предпочитала говорить сама, то есть сама задавала вопросы и сама же на них отвечала. А собеседник долго смотрел на меня и недоумевал, когда же наконец я начну слушать его.

– Сегодняшняя журналистика сильно отличается от той, в которой работал Юрий Визбор и долгое время работали вы?

– Конечно, отличается. Например, ушла в прошлое традиция писать только о том, что ты сам увидел и прочувствовал. Если отец писал о радистах, он досконально знал тему, потому что служил радистом в армии. Если писал о нефтяниках, он месяц работал с ними, выходил на Каспий, бурил скважины. Если о спасателях – работал спасателем, и так далее…

Отец рассказывал смешную историю. Однажды к ним на Каспий приехала журналистка из областной газеты. Такая вся на «шпильках», в модном плащике… Спрашивает: «У вас какие-нибудь экстремальные случаи бывали, пожар, например?» Это на нефтяных-то камнях… Ей отвечают: «Да нет, Бог миловал». «А может быть, тонул кто-нибудь?». Бригадир говорит: «Да, было дело…». «Ой, замечательно, расскажите поподробнее, назовите, пожалуйста, имена спасенного и того, кто его спас…». «Ну, какие имена? У Васи Иванова в прошлом месяце чуть топор не утонул».

Папа сказал, что тогда увидел профессию журналиста в очень неприглядном виде.

– Бытует мнение, что нынешние журналисты насквозь продажные…

– Почему нет, если мы «вторая древнейшая…». Хотя, думаю, такое случалось во все времена. И в царское время мзду брали. Все зависит от конкретного человека, способен он продаваться или нет. Но, поверьте мне, возможность заработать честным путем есть. Будете смеяться, наверное…

– Кто для вас образец настоящего журналиста?

– В МГУ на факультете журналистики у нас был замечательный сильный курс. С нами учился Владик Листьев. Когда его убили, нам казалось, что нас всех подрубили на взлете, что это в нас стреляли.

Моя ближайшая подруга, Ира Петровская, – выдающийся телекритик, умнейший человек, она ведет колонку в газете «Известия», работает на радио «Эхо Москвы» и на телеканале «Домашний». На ее статьях можно учиться журналистике. У нас много прекрасных журналистов. Не буду называть всех имен, чтобы не забыть кого-то ненароком и не обидеть.

– Владислав Листьев в жизни был таким же, как на экране? Вальяжным, успешным, уверенным в себе?

– Абсолютно не таким. Он сделал себя сам. Он был мальчиком из простой семьи. Сам, без протекции, поступил после армии на международное отделение факультета журналистики. Да, он был удачлив. Был счастлив и несчастлив одновременно. Владик пережил сложнейший период в своей жизни, когда потерял одного из своих детей. Но выдержал удары судьбы, поднялся и сделал «Поле чудес», «Тему» и «Час пик».

Он стал богатым и знаменитым, но не изменил себе. В нем настолько было сильно чувство братства… Идешь по коридору «Останкино», он тебя увидит и закричит: «Визбор! Как я тебя давно не видел! Ну как ты?» И так же он относился ко всем однокурсникам. Мне кажется, если бы он сейчас был жив, все российское телевидение развивалось бы другим путем.

– Каково быть дочерью знаменитого отца?

– Мне часто задают этот вопрос. Года два тому назад на телевидении вышла передача, в которой участвовали дети известных родителей. Мне очень понравилось высказывание Никиты Высоцкого, и я готова под ним подписаться: «Когда был жив отец, я страшно злился, если нас начинали сравнивать. Я Никита, а не Владимир Высоцкий. Я сам все могу. Сын Высоцкого – это как клеймо на всю жизнь. Но, став старше, я понял, каким дураком и максималистом я был. Я понял, что очень хочу быть похожим на Владимира Высоцкого, хочу быть его сыном и горжусь, что я его сын».

Со мной происходили точно такие же метаморфозы. Как-то мы с отцом оказались в одном альпинистском лагере, я приехала туда чуть позже. Мы встречались каждый вечер в шесть часов в обстановке строгой секретности. Как Штирлиц с Борманом у горной реки (в фильме «Семнадцать мгновений весны» Юрий Визбор блестяще сыграл роль нациста Бормана. – Авт.). Я настаивала на том, чтобы никто в лагере не догадался, что мы отец и дочь. Просто однофамильцы. Главное, что все вокруг знали правду, но делали вид, что ни о чем не догадываются. Как это все было глупо! Жаль, ничего не вернуть. Я бы тогда совсем по-другому себя повела…

А сегодня я горжусь, что я дочь Юрия Визбора и Ады Якушевой.

 

Автор: Записала Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное