Спасение - во Христе...

Рождественские чтения – дело хорошее. Ребятишки в художественных школах рисуют по спецзаказу учителей Богоматерь и Иисуса, чиновники вспоминают о душе, а священнослужители выходят в народ и начинают говорить нормальным русским языком, который может понять и ребенок, и старец…

Город — убийца?

Но самое главное достоинство Рождественских чтений — это дискуссия. Таких спорных, а подчас жестких высказываний о вере, Боге и церкви (да еще публичных!) вряд ли где-то еще можно услышать.

В обобщенном виде оппоненты церкви говорили следующее: городское общество принципиально светское и иным быть не может. Религиозной является только деревня. И это должны понимать не только светские политики, но и религиозные деятели. Заигрывать с религиозным сознанием, пытаясь строить на религиозных верованиях национальную идеологию, — это значит вести страну к распаду. В современном городе вера — дело сугубо личное.

А как же «за веру, царя и Отечество»? Эта идеология прокатывала только, когда вся страна землю пахала? А может быть, просто носители веры изменились? Пусть не с высокой трибуны, но в кулуарах Рождественских чтений говорили о том, что религия сегодня — это исключительно обряд. Содержание (понимание, принятие и следование христианским нормам) ушло в прошлое, остался только флер, «новояз» городского общества. Ритуал стал главным. Вот в чем главная беда православия. А не в постоянном месте жительства большинства россиян…

Духовные  мертвецы

Одно из ярких впечатлений Рождественских чтений: на всех секциях были люди, которые в той или иной форме просили, требовали, предлагали церковнослужителям перейти в общении с прихожанами на нормальный русский язык.

Одна женщина, участвовавшая в работе самой многочисленной секции («Методическое обеспечение и вопросы преподавания православной культуры»), задала вопрос, как читать Библию на старославянском языке, которым большинство не владеет.

Ректор Пензенского духовного училища и с недавнего времени настоятель Вознесенского кафедрального собора г. Кузнецка, кандидат богословия отец Климент ответил ей резко и очень эмоционально.

Смысл его выступления сводился к тому, что старославянский — язык наших пращуров, и знать мы его обязаны. Только для этого надо приложить усилия. А мы хотим «иметь веру с комфортом» и ждем, что за нас кто-нибудь что-нибудь сделает. Поэтому мы духовные мертвецы.

Ни одна религия в мире не потерпит, чтобы в «ее монастырь лезли со свои уставом». Ни одна. Кроме православной.

— Попробуйте, — сказал отец Климент, — приехать в мусульманскую страну и неуважительно отнестись к чувствам верующих. Кинжал в одно место сразу получите. Говоря словами Цицерона, нация встанет «за очаги и алтари».

На реплику о том, что передачу о религии на радио прекратили «из-за происков каких-то врагов», ученый богослов ответил, что главный враг внутри нас самих — наша лень, бездуховность и инфантилизм.

Нужны  проповедники

Много говорили о необходимости восстановления разрушенных храмов. Священнослужители сетовали, что нет в епархии своего архитектора, не хватает денег. Активно обсуждалась необходимость восстановления главного храма Пензы — Спасского, что был расположен на Советской площади, недалеко от памятника Карлу Марксу. Проект его восстановления был заказан Пензенской епархией ПГУАС еще шесть лет назад. Он был выполнен в указанные сроки, но дело с тех пор не продвинулось ни на шаг.

— Мы пошагово рассчитали, как работать на историческом месте, — рассказывает доцент строительного университета Елена Геннадьевна Лапшина. — Прежде всего нужно вскрыть фундамент, потом возводить на этом месте новые своды. Предварительная стоимость проекта — 500 миллионов рублей. Немало, но ведь Спасский собор — жемчужина нашей области. Его обязательно нужно восстанавливать.

Но разве это самый актуальный вопрос? Неужели строительство новых храмов укрепляет в людях веру в Бога? Нет! Больше всего нужны россиянам, измученным бесконечными проблемами, настоящие проповедники с горящими глазами и чистым сердцем. А то многие воспринимают служителей церкви, как герой фильма «Остров». Сжигая сапоги настоятеля монастыря, он приговаривал: «На голенищах архиерейских сапог больше всего грехов!» Вот о чем надо говорить на Рождественских чтениях, вот о чем надо думать.

Только настоящие проповедники смогут увести нас от ритуалов к смыслу веры. Нам сегодня уже не нужен простой и легкий путь: «согрешил и покаялся, покаялся и согрешил» — вся нравственность без лишних слов. Удобно и практично. Как игра. Нас всех сегодня нужно наставить на путь трудный, но истинный. Только в нем спасение наше и нашей страны.

Помогите  сделать выбор

Но осилить трудный путь может человек подготовленный, грамотный. А посему тему образования на Рождественских чтениях поднимали в каждой из четырех секций.

За введение уроков православия высказались все выступающие, подчеркнув, что «чем быстрее — тем лучше», потому что православная культура — основа возрождения общества.

Тем более что в нашей области есть даже методические наработки. Ими поделился Алексей Николаевич Аникеев, который уже три года ведет в кузнецкой школе № 5 факультатив «Основы православной культуры».

Выяснилось, что эта тема интересна не только школьникам-христианам, но и представителям других религиозных конфессий. Поначалу это учителя удивляло, но родители ему объяснили, что в изучении культуры людей другого вероисповедания нет ничего плохого. Ведь это не Закон Божий, изучаемый в воскресных школах. Тем более что духовные и нравственные ценности православия не противоречат ценностям ни ислама, ни иудаизма. Они общечеловеческие, и пропагандировались даже в «Моральном кодексе строителя коммунизма».

За три года, по словам Алексея Николаевича, у ребят сформировалась позитивная система ценностей, грамотное отношение к сектантству, ксенофобии, вредным привычкам. Если они участвуют в различных акциях, то без пафоса и кампанейщины, а осознанно. У них сформировалось и правильное отношение к браку. Мало этого, они и родителей своих воспитывают. И это самый главный результат! Ученики Аникеева уже способны встать на трудный путь.

Для влияния на умы «поколения пепси» настоятель Вознесенского кафедрального собора предложил использовать Интернет, сказав, что раз Бог нам его дал, то надо использовать Всемирную паутину для борьбы за души подрастающего поколения. Современные технологии церковь готова использовать. А вот в самом храме Божьем юным трудно. Строгие бабушки-прихожанки с пятидесятилетним стажем редко помогут молодым советом, как помолиться, где свечку поставить… А подчас еще и оговорят! Одно резкое слово — и робкие попытки неокрепших душ повернуться к Богу не спиной, а лицом, разбиваются о злые глаза. Так что главное на пути к Богу — это любовь к людям.

От  редакции

Этот газетный материал, безусловно, носит дискуссионный характер. «Пензенская правда» намеренно не ставит точку в поднятой теме, надеясь на ее продолжение. Ждем от своих читателей писем.

Автор: Сергей КРУГЛОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное