Созидать — это наука

В начале нашей встречи министр образования и науки Пензенской области Юрий Петрович Скачков напомнил историю: после полета в космос Юрия Гагарина весь мир обратил взоры на нашу страну.

В чем причина прорыва? Американцы выяснили: всему «виной» система образования СССР. Позиция министра ясна: качественное образование сегодня – залог будущего. И без изменения современной российской системы образования ничего

в стране и в жизни отдельного человека

не изменится.

— Юрий Петрович, не так давно начался новый учебный год. С каким потенциалом мы в него вступаем?

— Система образования Пензенской области дает не только знания, но и воспитывает, что особенно заметно в последние годы. Это воля губернатора, который обратил пристальное внимание на сферу образования. Как следствие, приняты областные целевые программы по развитию  системы воспитательной работы и основ гражданско-патриотического воспитания. Главное, чего удалось добиться, — снижение уровня подростковой преступности.

Важный итог прошлого учебного года: мы приступили к реализации национального проекта «Образование».

— В этом проекте много направлений. Если остановиться на главных, чего мы сейчас достигли?

— Проведен конкурс по отбору лучших школ, награждение которых состоялось на августовской педагогической конференции. Я думаю, этот конкурс показывает, кто есть кто в Пензенской области, и стимулирует не только отдельного учителя, а целые коллективы к тому, чтобы повышать свой статус. Я призываю все школы участвовать в этом эксперименте. Достойных, поверьте, еще очень много.

Не так давно был завершен конкурс по отбору лучших учителей. Заработанные нелегким трудом деньги они получат к профессиональному празднику – Дню учителя. А сам факт создания такой «базы данных» лучших педагогов говорит о многом: теперь мы знаем своих лидеров, тех, у кого можно и нужно учиться, к кому обращаться за советом и поддержкой.

Следующий немаловажный проект — информатизация системы образования. Задача поставлена конкретная: подключить все наши школы к Интернету. Чтобы сельские школы не чувствовали свою удаленность от центра, а дети и учителя всегда могли получать оперативную информацию, как в крупных городах или даже столице. На это деньги жалеть не нужно. Сейчас в области такая картина: к Интернету подключено 353 школы из 700. К концу этого года подключим все.

Кроме того, предусмотрено оснащение школ современным оборудованием и учебно-наглядными пособиями. На это из федерального бюджета выделен 1 млрд. рублей. К началу нового учебного года на региональные средства был приобретен комплект оборудования для 33 кабинетов химии и 33 — физики.

Проект поддерживает и талантливую молодежь — победителей различных конкурсов, конференций, олимпиад российского и регионального  уровня. Гранты солидные: 60 тысяч рублей для первых и 30 тысяч для вторых. Победители получат деньги этой осенью.

— Есть и еще один проект – «Школьный автобус». Он вызвал в обществе немало толков: мол, если поступят автобусы – будут школы закрывать.

— Действительно, часто проект понимается однобоко. Но цель программы другая: создать образовательные центры, оснащенные современным оборудованием, где работают высококвалифицированные педагогические кадры. Согласитесь, каждую школу (а их в Пензенской области более 700) оснастить по последнему слову техники пока невозможно.

Три года назад на августовском педсовете выступал ректор строительного университета Александр Еремкин. Он озвучил цифры: по итогам вступительных экзаменов в ПГУАС количество выпускников, поступивших из города и деревни, отличается в десять раз. Если городские поступают 9 из 10, то сельские 1 из 10. Понятно, что возможности у ребят разные, но эта цифра наглядно демонстрирует и качество знаний.

Здесь возникает немало вопросов. В нашей области есть такие сельские школы, где на одного учителя приходятся два ученика — обучение почти индивидуальное. Вывод напрашивается сам собой: дети должны иметь прочные знания. А картина обратная. Почему? Ведь учебные программы одни и те же. Квалификация педагогов в основном одна и та же, оснащенность компьютерной техникой в сельских школах даже лучше, чем в городских. Дело в том, что у учеников разная мотивация. Для далеких и смелых целей сельские ребята часто бывают не подготовлены. В Пензе же мыслят по-другому: выпускники понимают, что за достойную жизнь надо весьма активно бороться.

Возвращаясь к проекту «Школьный автобус», замечу: дело не в том, чтобы закрыть максимальное количество школ, а в том, чтобы создать образовательные учреждения с опытными педагогами, авторскими программами, серьезной материальной базой и в них же вкладывать внушительные средства. Этих базовых школ должно быть несколько в каждом районе. Тогда ситуация изменится.

Кстати, на следующей неделе мы будем передавать школам первые 24 автобуса.

— И все-таки закрытие школ в селах воспринимают болезненно.

— Люди думают: есть школа – есть село.  Но этого недостаточно. Село живет тогда, когда в нем есть работа и достойная зарплата для родителей. Тогда у детей будет возможность получить образование в других школах. В США, например, дети фермеров каждое утро садятся в автобус и едут в город, чтобы получить там образование. А мы привыкли, что село — это клуб, библиотека, школа. Но если у семьи нет средств к существованию, то ее глава вынужден уезжать на заработки. Остается неполная семья, которая живет на то, что присылает кормилец.

Эту проблему надо решать в масштабах всего государства. А задача образования – учить детей так, чтобы они не потерялись в жизни, стали квалифицированными специалистами, могли создать свое производство. Навыки к труду нужно прививать уже в школе.

— На ваш взгляд, какова общая тенденция развития российского образования?

— Я думаю, пристальное внимание власти к системе образования, реализация национального проекта – важный и необходимый знак для нашей отрасли. В связи с этим меняются настроения и в обществе: учителя и педагогические коллективы получили стимул для работы, система образования в целом воспринимается более позитивно. Я считаю, что проект должен действовать не год и не два, а на постоянной основе. Нам надо понять: без изменения системы образования и воспитания ничего в стране не сдвинется к лучшему. Если выпускник владеет даже элементарными трудовыми навыками, если он настроен на позитив, перспективу, если в нем заранее заложен созидательный  настрой, то он сможет в жизни сделать много доброго и полезного. Вот это самое главное.

 

Автор: Ирина ПАРШИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное