Потомки волжских болгар
группа в губернии Лидия Ивановна Никифорова из села Илим-гора Неверкинского района, переболев в детстве полиомиелитом, навсегда осталась хроменькой. В юности она была влюблена, но родители парня уговорили его посвататься к другой – девушке здоровой, без физических изъянов.
Сейчас, в эпоху свободных нравов, даже не верится, что можно вот так, как Лидия Ивановна, всю жизнь хранить верность первому чувству. У бывшего жениха рождались дети, внуки, а Лидия Ивановна так и оставалась нецелованной.
Мирные и кроткие
В служении другим людям нашла она свое счастье. Сорок лет проработала дояркой в колхозе имени XXI партсъезда (мир его праху!), вырастила три поколения колхозных коров, награждена орденом Трудового красного знамени. Вынянчила дочку старшей сестры, потом и внука.
Добрые карие глаза в окружении морщинок-лучиков… Как у ребенка, удивленно приподнятые брови… Историки до сих пор спорят, от какого слова произошло название народа — чуваши. Одна из версий – от слова «йаваш», что означает «мирный», «кроткий».
– А у нас все люди хорошие, – улыбается Лидия Ивановна. – в телевизоре – кровь льется рекой, а в Илим-горе на моей жизни не случалось ни одного убийства.
Здесь даже дома, когда хозяева уходят куда-нибудь, не принято запирать на замок. Возле дома оставляют простую палочку, в шутку прозванную «английским замком».
От Ивана Грозного
Сегодня в Пензенской области проживают свыше 7 тысяч чувашей, большинство из них – в Неверкинском районе, куда из Симбирска в начале XVIII века пришел с товарищами служилый чуваш Невер Кебекеев.
Это очень древний народ, впитавший в себя культуру тысячелетий.
Исследователи полагают, что предками чувашей были тюркоязычные кочевые племена болгар и суваров. В древности они жили в Азии по соседству с монгольскими племенами, и поэтому в современном чувашском языке сохранились сотни древнемонгольских слов. Впрочем, в нем присутствуют арабо-персидские, кипчакско-татарские, финно-угорские пласты.
В VII веке часть болгарских племен поселилась в Поволжье, где смешалась с местной мордвой. В X веке здесь возникло феодальное государство Волжская Болгария (Булгария), в котором существовали своя письменность, развитая культура, а вера господствовала мусульманская.
В XIII веке чувашский народ, как и другие этносы Восточной Европы, был завоеван Золотой Ордой. Позднее в Поволжье образовалось Казанское ханство, проводившее политику открытого террора против порабощенных народов.
Борясь за свободу, чуваши все сильнее тянулись к русскому народу. И в 1551 году, при Иване Грозном, Москва приняла их добровольное присоединение.
В царской России геноцида в отношении нерусских народов не допускалось, но вместе с тем проводилась политика насильственной христианизации. Поэтому многие чуваши, как сказали бы теперь, из протестных соображений принимали ислам и вливались в татарский народ.
Известное изречение: «Поскреби русского – найдешь татарина» – можно перефразировать: «Поскреби татарина – найдешь чуваша». Впрочем, к XIX веку христианство стало господствующей религией народа.
Русские оказали огромное влияние на потомков волжских болгар. Достаточно сказать, что современный чувашский алфавит был составлен в 1871 году на основе русских букв. Многое сделал для просвещения чувашского народа инспектор симбирских училищ Илья Ульянов, он же преподаватель Пензенского дворянского института, он же отец Владимира Ленина.
В 1925 году в составе РСФСР появилась Чувашская АССР, которая в 1992 году была переименована в Чувашскую республику. Столица – город Чебоксары (Шупашкарта).
Слепящая красота
Как было бы хорошо, если бы городские школьники ездили не только, скажем, в «Тарханы» – поклониться памяти поэта Лермонтова, но и в Илим-гору – посмотреть на исчезающую чувашскую культуру. При должной организации дела этнографические экскурсии могли бы превратиться в популярное направление областного туризма, но пока эту золотую жилу никто не разрабатывает.
Жаль. Ведь еще каких-нибудь лет сто – и национальные различия жителей Пензенской губернии могут исчезнуть. Это следует из скорости процесса ассимиляции.
Еще полвека назад в илим-горской школе преподавали на чувашском, теперь – только на русском. Дети не умеют на родном языке ни читать, ни писать. На все районные библиотеки – 230 чувашских книг, да и те пылятся на полках.
К счастью, пока в Илим-горе звучит древняя речь Волжской Булгарии. Живут не тужат замечательные старушки – хранительницы вековых традиций. Как они поют! Два года назад, выступая на Всероссийском фестивале чувашской культуры в Ульяновске, илим-горские певуньи заставили зрителей стоя аплодировать своему искусству.
В силу удаленности неверкинских сел от основной массы чувашского этноса здесь сохранилась уникальная манера более мягкого и лиричного исполнения, чем общепринятое.
А какие у солисток местного ансамбля «Азамат» («Радуга») национальные костюмы! Настоящие, доставшиеся по наследству от бабушек-прабабушек. Особенность чувашского наряда – обилие украшений из серебряных монет на груди и головном уборе. Правда, из-за того, что зимой денежки холодили голову, многие женщины к старости теряли зрение.
И мордвам, и чувашам
Много замечательных людей подарила Пензенской области неверкинская земля.
Но, пожалуй, самая известная из них… Надежда Кадышева.
Весь район знает легенду о красавице-свинарке из села Бик-Мурзино Анюте Дементьевой, которая в девушках забеременела. Скрывая грех, она поехала на торфоразработки, родила там девочку и отдала ее в мордовскую семью. Потом Анюта вышла замуж и даже сделала попытку отыскать ребенка. Но та семья уехала, а куда – неизвестно.
Ныне покойная Анюта, как рассказывают люди, была звездой всея Неверкина, мужчин с ума сводила, а пела – заслушаешься! Когда на российской эстраде появилась Надежда Кадышева, бикмурзинцы поразились – вылитая Дементьева в молодости! Сын и племянники Анюты уверены: она и есть настоящая мать певицы. Они даже ездили к Кадышевой знакомиться, когда та гастролировала в Пензе. Но Надежда Никитична легенде не поверила. Правда, и спросить об этом свою маму, то есть женщину, которую она считает мамой, солистка «Золотого кольца», увы, не может. Та умерла от странной депрессии, когда будущей примадонне эстрады было всего 10 лет.
По результатам переписи населения 2002 года в Пензенской области чуваши (0,46 процента) являются пятой по численности этнической группой после русских (86 процентов), татар (6), мордвы (5) и украинцев (почти 1 процент).
Автор: Лиана КОЖЕНКОВА, фото автора
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Пензенский хирург Сергей Гудожников рассказал о чудесном спасении на боле боя
Молитвы были услышаныНеприятный запах чуть не стал причиной убийства в Бековском районе
Пострадавший – инвалид-колясочникДве большие буквы Анатолия Омельченко: в пензенском худучилище проходит выставка работ мастера
Он художник с большой буквы и педагог с большой буквыСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
В Спасске в детскую школу искусств завезли новое оборудование
Это стало возможно благодаря нацпроектуБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираГлавный тренер «Дизеля» раскритиковал свою команду после поражения 7:1
По его словам, игроки пренебрегли командными интересами