Пороги на молочных реках

В последние годы закупочные цены на молоко снизились почти вдвое. Но в магазинах молочные продукты не подешевели…

Разговор о формировании цен на основные товары продовольственной группы шел за «круглым столом», участниками которого были производители продуктов питания, представители торговых сетей, члены Общественной палаты области.

Если выслушивать мнение каждого отдельного представителя цепочки «переработчик – магазин», получается, что он уж точно ни при чем, то есть никакого участия в процессе повышения цен не принимает.

Ценовые метаморфозы

Но вот покупатель в магазине ощущает ситуацию по-иному. И верно заметила председатель Союза пенсионеров Екатерина Баннова: для потребителя приоритетом является цена.

Особое внимание в беседе за «круглым столом» уделялось молоку. Не секрет, что взаимоотношения животноводческих и личных подсобных хозяйств с молокозаводами и торговлей складываются непросто. Причина понятна: стоимость литрового пакета молока в магазине в 2 – 2, 5 раза выше цены, которую получают за свою продукцию производители.

В частности, ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» закупает молоко у населения по 7 рублей, у сельхозпредприятий в зависимости от содержания жира, белка – от 8 до 10 рублей 50 копеек за литр.

На некоторых молокозаводах закупочная цена молока еще ниже. С молочного комбината в магазины оно уходит по 18 рублей за литр. Если торговые сети закупают большой объем молочных продуктов, действует система скидок до 10 процентов. Получается – 16 рублей 20 копеек.

Магазины устанавливают торговую наценку до 25 процентов. В результате на прилавке литровый пакет молока появляется уже стоимостью от 23 до 25 рублей.

Обидно то, что молочные комбинаты выплачивают и так небольшие деньги за принятое молоко с задержками по три и более месяцев!

Получается, что население и сельхозпредприятия беспроцентно кредитуют предприятия по переработке. Правда, последние, в свою очередь, жалуются на торговлю. Молочные продукты реализуются в течение трех суток, а выплаты идут, в лучшем случае, через 15 дней.

Почему убегает молоко?

С декабря прошлого года, объясняют на ОАО «Молочный комбинат «Пензенский», вступил в действие федеральный закон о техническом регламенте на молоко. Если предприятие вырабатывает натуральный продукт, ему запрещено использовать сухое молоко. Ежедневно комбинат может закупать и перерабатывать 100 – 120 тонн молока. В летний период его объемы увеличиваются вдвое.

Раньше, чтобы работать ритмично в течение всего года, предприятие летом заготавливало сухое молоко. Теперь этого делать нельзя. «Излишки» молока, которое поступает в летний период, на рынке не востребованы. Поэтому, объяснили на комбинате, приходится вырабатывать нерентабельные продукты, которые приносят убытки, – масло, сыры. Эти убытки покрываются за счет молочных продуктов.

Нам однозначно заявили, что перерабатывающее предприятие не стремится получать дополнительную прибыль за счет низких закупочных цен на молоко. И привели такой расклад. В себестоимости продукции 60 процентов составляет сырье, 8 – 10 процентов приходится на транспортные расходы, остальное – энергоресурсы, зарплата, упаковка. Таким образом, в целом рентабельность на комбинате за первое полугодие не превысила 4 процентов.

Какой она будет по итогам года, никто предсказать не берется. На складах предприятия мертвым грузом лежат 120 тонн сыра и 300 тонн масла. Такая ситуация объясняется поставками из Беларуси и Украины, где животноводческая продукция намного дешевле, потому как мощно дотируется государством. Конкурировать с ними трудно.

На комбинате объясняют, что можно снизить цены на молочную продукцию, которую отправляют в торговые предприятия, лишь в том случае, если принимать то количество молока, которое необходимо для производства кисломолочного ассортимента,  отказавшись от изготовления масла и сыра. Либо закупать излишки молока (а это 25 тысяч тонн в год) по цене 3 рубля 50 копеек. При таком варианте можно смело предположить, что население и сельхозпредприятия вообще не будут сдавать молоко, лучше сольют его в реку или порежут скот.

Монополизм или конкуренция?

Есть ли выход из, казалось бы, зам­кнутого круга? Как говорили участники «круглого стола», резервы переработчикам молока следует искать в первую очередь у себя. Комбинаты практически не занимаются закупкой молока у населения самостоятельно. Между тем там, где этот процесс налажен, предприятие дополнительно получает 2 – 2,5 рубля с литра.

Натуральный продукт, конечно, прекрасно. Но раз складывается такая ситуация, что предприятие несет убытки на сыре и масле, может быть, стоит из излишков делать сухое молоко и производить молочный напиток? Пусть потребитель сам выбирает, что покупать.

Кстати, сегодня редко какое предприятие, не говоря уже о населении, охлаждает молоко, как того требует регламент. Между тем арифметика проста: охлаждая молоко «в потоке», хозяйство реализует его только первым и высшим сортом, получая дополнительно за каждый литр не менее 2 рублей.

– Заходил в магазины Лунинского района, – поделился своими наблюдениями, сделанными  в ходе инспекционных поездок, заместитель председателя правительства области Валерий Савин. – Молоко только фирмы «Веселый молочник». А где пензенское, лунинское?

Да, переработчики сегодня диктуют цены, потому что они монополисты, у которых ни в одном районе области нет конкуренции. 

А ведь молоко вполне можно закупать, перерабатывать, упаковывать, создавая кооперативы, а не ждать, когда его за бесценок скупит монополист. В области есть программы поддер­жки кооперативов, а в Россельхозбанке – деньги на эти цели.

На «круглом столе» прозвучало предложение: минуя цепочку посредников, выходить напрямую на потребителя. Есть возможность организовать торговлю на рынках, ярмарках выходного дня, в автолавке, открыть фирменный магазин.

Справедливое распределение

Сложившаяся ситуация на рынке сельхозпродукции – это поле деятельности для федеральной антимонопольной службы. Речь идет не о закручивании гаек, а о том, чтобы антимонопольщики выявляли факты неоправданного завышения цен и перераспределения большей части прибыли от производителей к перепродавцам. Необходимо навести порядок по всей цепочке ценообразования, бороться с монополизмом производителя, оптовика, торговца во всех его проявлениях.

Если смотреть на проблему шире, государству необходимо выстроить эффективную защиту внутреннего рынка с помощью мер таможенно-тарифного регулирования, выровнять условия конкуренции путем ограничения импорта субсидируемой и генно-модифицированной продукции. Наконец, умерить аппетиты естественных монополий, которые раскручивают цены и тарифы в геометрической прогрессии. Достаточно вспомнить, что в советские времена за литр молока крестьянин мог купить 3 литра горючки. Сегодня же все в точности до наоборот.

Но одним только регулированием рынков сыт не будешь. Необходимо наращивать собственное производство сельхозпродукции для того, чтобы свести к минимуму зависимость внутреннего рынка от импорта.

Автор: Анатолий БОДРОВ, коллаж Владимира Гришина и Таисии Парамоновой / "Пензенская правда" 4 августа 2009,

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке