Попавшие в Сеть

Интернет-зависимостьНе найдя друзей в реальной жизни, подростки ищут их во Всемирной паутине

«Она не знает выходных и праздников, и день и ночь сидит на «Одноклассниках». Безобидные строчки песенки про один из самых популярных сейчас сайтов для многих стали диагнозом: болен Интернетом.

Тема интернет-зависимости обсуждается и медиками, и психологами, и социологами. Некоторые полагают, что в этом нет ничего страшного, другие рисуют жуткие картины будущего, в котором человек будет полностью подчинен компьютеру. Третьи бьют тревогу: находящиеся подолгу в Глобальной сети теряют связь с реальным миром.

Но все едины во мнении, что злоупотребление Интернетом ни к чему хорошему не приводит. Особенно детей с их еще не сформировавшейся психикой.

Жизнь в он-лайне

Моя приятельница Ирина рассталась с мужем, когда Темке не было и года. Она  хотела, чтобы сын не комплексовал, что растет без отца. В ее понимании это означало – ни  в чем не нуждался. И она, как ломовая лошадь, вкалывала на  трех работах. Да еще дома подрабатывала шитьем. На общение с сыном времени не было. Все чуть не закончилось плачевно.

– Год назад купила ему компьютер, о котором он так мечтал, к Интернету подключила. Так он во Всемирной паутине и поселился, – с горечью вспоминала подруга хронологию событий. –  Я, дура, нарадоваться не могла, что сын сидит дома, по подъездам не шарится. Так ведь до чего дело дошло – он универ бросил! Некогда ему, видите ли, было – в он-лайне дел хватало. Пришлось к психологу идти. Слава богу, вернул сына из виртуального мира.

В реальность этой ситуации лет 15 назад поверить было невозможно: немногочисленные компьютеры с выходом во Всемирную сеть были не средством для работы и игр, а атрибутом роскоши. Когда они появились практически в каждом доме, многие родители схватились за голову: детей нужно спасать! Как наркоманы не могут прожить без очередной дозы, так подростки не мыслят ни дня без общения в Интернете. Причем время нахождения в Сети с каждым днем увеличивается.

Мой друг — комп

Основная группа риска в России — дети в возрасте от 13 до 17 лет. Практически все они сначала просто увлекаются новой «игрушкой».  Многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, но некоторые переходят в категорию интернет-зависимых. Почему же они отдают предпочтение виртуальной жизни?

Психолог Александр Кирсанов  полагает: главная причина – отсутствие нормального общения в реальной:

– Корень этой проблемы – в семье. С советских времен наиболее популярной остается командно-административная модель поведения: «Делай, как я говорю!». Дети, не имея возможности поступить по-своему, подчиняются. Во многих семьях выражение чувств считается  излишним или вообще расценивается как проявление слабости. Вовлеченность родителей в дела ребенка – минимальная. Все это  выливается в конечном итоге в ощущение изолированности. Не научившись общаться  в семье, они  и со сверстниками  не могут наладить нормальные отношения. Но желание реализовать себя, иметь друзей, с которыми можно поделиться самым сокровенным, остается. Реализовать его  подростки, как им кажется,  могут только в мире виртуальном. В нем все происходит так, как они хотят. Никто не читает нотаций, не поднимает на смех, все тебя любят и уважают. Для них это своеобразное эмоциональное убежище.

Агрессия из чата

К чему же приводит жизнь в «эмоубежище» и есть ли она? Во всем мире проведены сотни исследований. К примеру, специалисты Kaohsiung Medical University опросили более 9 тыс. подростков. Как оказалось, 25% юношей и 13% девушек из этого числа имели начальные формы интернет-зависимости. Чрезмерное количество часов, проведенное в интернет-пространстве, делало их агрессивными. Доходило до словесных и  физических угроз окружающим. Возможно, неверно говорить, что сам Интернет является виновником этой взаимосвязи. Скорее,  тематика сайтов, на которые «ходят» школьники.  Сексуально ориентированные чаты, он-лайн-игры с элементами насилия  вполне способны повлиять на поведение подростков и  сказаться на их неустойчивой психике.

Свое исследование провела и наша землячка, преподаватель одного из университетов США Элина Мартынова.

– Я общалась с учениками 9-12 классов (14-19 лет). Они признались, что проводят в Сети  в среднем два часа в день. А вообще разброс от 15 минут до 9 часов. Самое страшное, они при этом не склонны считать себя зависимыми. Когда им задавали вопросы типа: «Приходя домой, сразу бросаешься к компьютеру?» или «Ты больше времени общаешься в он-лайне, а не со сверстниками?» – они отвечали «нет».  При этом были убеждены, что его сосед по парте, сестра или приятель точно из Интернета не вылазят. Сами понимаете, что сосед, сестра и приятель,   не задумываясь, указывали на него. Это так называемый эффект третьего лица.

Болезнь или нет?

Считать пристрастие к виртуальному общению болезнью или чем-то другим? Одни  полагают: раз у  злоупотребляющих Интернетом медики не обнаруживают  никаких психических отклонений, называть интернет-зависимость заболеванием нет оснований

На сегодняшний день такой болезни согласно классификаторам болезней (и международному, и российскому) не существует. Есть вероятность, что скоро она появится в Китае как официально признанное заболевание.

По мнению других ученых, интернет-зависимость – диагноз. Пусть у нее нет, как у алкогольной или наркотической, химической составляющей. Но для получения удовольствия в виртуальном мире требуется с каждым сеансом все больше времени. Они считают, что интернет-зависимость  требует лечения в виде изменения реального поведения человека.

Вне зависимости от того, кто как называет чрезмерное увлечение компьютерным миром, понятно, что проблема есть и ее нужно решать. Категоричный метод – запретить – не годится. Про запретный плод мы все наслышаны…

– Попробуйте найти корень проблемы, – советует психолог Александр Кирсанов. – Пусть ребенок расскажет вам, почему он предпочитает виртуальное общение реальному, что это дает ему. При этом действуйте с позиции не ментора, а старшего товарища. Проводите с ним больше времени, пусть все домашние дела и увлечения станут общими. Уверен, вы сможете убедить своего сына или дочь, что настоящая жизнь — прекрасна и удивительна.

Кто виноват?

Абсолютно согласна. Не в Интернете нужно искать источник зла, а в самих себе. Хотя и сложно многим родителям принять эту истину. Ведь куда проще, безопаснее для самих себя виновным во всех бедах признать КОМПЬЮТЕР.

Ребенок не играет на улице? Не общается со сверстниками? Не слушается и не моет посуду? Виноват компьютер! Попробуйте найти настоящего виновника, как говорят, в зеркале. И начните новую жизнь. В которой будет не ребенок и родители по отдельности, а вы все вместе.

Оторвитесь от телевизора, когда ваш сын-третьеклассник хочет рассказать о том, чем его обидел сосед по парте. Потом договорите с подругой по телефону, если дочь пришла со свидания со слезами на глазах и закрылась в комнате. Кто поймет и поддержит их, если не вы?

Капельки тепла, которые вы подарите своему ребенку, благодатным дождем прольются на его страдающее сердечко, не оставив и следа от огорчения. И тогда точно в будущем со своими вопросами ребенок придет к вам, а не к виртуальным друзьям.

 Если все, что написано, — не про вас и ваше чадо делает лишь первые шаги во Всемирной сети, сделайте его дорогу безопасной. Контролируйте его «маршруты»  в Интернете. Ни в коем случае не ставьте компьютер в комнате ребенка. В идеале он должен находиться  в середине зала, чтобы проходя мимо, вы могли видеть, что происходит на экране.  Тогда путешествие по виртуальному миру не превратится в дорогу без возврата.

Родители должны насторожиться, если  ребенок стал агрессивен, не общается со сверстниками, плохо ест и спит, жалуется на боли в суставах, постоянно ходит с красными глазами, оживляется только тогда, когда садится за компьютер. Тут без помощи психолога уже не обойтись.
В тему

Ученые определили пять основных форм зависимости и ее признаки:

1) информационная зависимость (поиск информации, проверка электронной почты и т.д.),

2) общение в режиме он-лайн (чаты, форумы, блоги, ICQ, Skype…),

3) зависимость от всевозможных интерактивных игр,

4) общее влечение к активной сетевой деятельности,

5) виртуальный секс.

Автор: Екатерина РОГОЖКИНА / "Пензенская правда" 26 июня 2009, N 48

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке