Попавшие в Сеть
Не найдя друзей в реальной жизни, подростки ищут их во Всемирной паутине«Она не знает выходных и праздников, и день и ночь сидит на «Одноклассниках». Безобидные строчки песенки про один из самых популярных сейчас сайтов для многих стали диагнозом: болен Интернетом.
Тема интернет-зависимости обсуждается и медиками, и психологами, и социологами. Некоторые полагают, что в этом нет ничего страшного, другие рисуют жуткие картины будущего, в котором человек будет полностью подчинен компьютеру. Третьи бьют тревогу: находящиеся подолгу в Глобальной сети теряют связь с реальным миром.Но все едины во мнении, что злоупотребление Интернетом ни к чему хорошему не приводит. Особенно детей с их еще не сформировавшейся психикой.Жизнь в он-лайнеМоя приятельница Ирина рассталась с мужем, когда Темке не было и года. Она хотела, чтобы сын не комплексовал, что растет без отца. В ее понимании это означало – ни в чем не нуждался. И она, как ломовая лошадь, вкалывала на трех работах. Да еще дома подрабатывала шитьем. На общение с сыном времени не было. Все чуть не закончилось плачевно.– Год назад купила ему компьютер, о котором он так мечтал, к Интернету подключила. Так он во Всемирной паутине и поселился, – с горечью вспоминала подруга хронологию событий. – Я, дура, нарадоваться не могла, что сын сидит дома, по подъездам не шарится. Так ведь до чего дело дошло – он универ бросил! Некогда ему, видите ли, было – в он-лайне дел хватало. Пришлось к психологу идти. Слава богу, вернул сына из виртуального мира.В реальность этой ситуации лет 15 назад поверить было невозможно: немногочисленные компьютеры с выходом во Всемирную сеть были не средством для работы и игр, а атрибутом роскоши. Когда они появились практически в каждом доме, многие родители схватились за голову: детей нужно спасать! Как наркоманы не могут прожить без очередной дозы, так подростки не мыслят ни дня без общения в Интернете. Причем время нахождения в Сети с каждым днем увеличивается.Мой друг — компОсновная группа риска в России — дети в возрасте от 13 до 17 лет. Практически все они сначала просто увлекаются новой «игрушкой». Многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, но некоторые переходят в категорию интернет-зависимых. Почему же они отдают предпочтение виртуальной жизни?Психолог Александр Кирсанов полагает: главная причина – отсутствие нормального общения в реальной:– Корень этой проблемы – в семье. С советских времен наиболее популярной остается командно-административная модель поведения: «Делай, как я говорю!». Дети, не имея возможности поступить по-своему, подчиняются. Во многих семьях выражение чувств считается излишним или вообще расценивается как проявление слабости. Вовлеченность родителей в дела ребенка – минимальная. Все это выливается в конечном итоге в ощущение изолированности. Не научившись общаться в семье, они и со сверстниками не могут наладить нормальные отношения. Но желание реализовать себя, иметь друзей, с которыми можно поделиться самым сокровенным, остается. Реализовать его подростки, как им кажется, могут только в мире виртуальном. В нем все происходит так, как они хотят. Никто не читает нотаций, не поднимает на смех, все тебя любят и уважают. Для них это своеобразное эмоциональное убежище.Агрессия из чатаК чему же приводит жизнь в «эмоубежище» и есть ли она? Во всем мире проведены сотни исследований. К примеру, специалисты Kaohsiung Medical University опросили более 9 тыс. подростков. Как оказалось, 25% юношей и 13% девушек из этого числа имели начальные формы интернет-зависимости. Чрезмерное количество часов, проведенное в интернет-пространстве, делало их агрессивными. Доходило до словесных и физических угроз окружающим. Возможно, неверно говорить, что сам Интернет является виновником этой взаимосвязи. Скорее, тематика сайтов, на которые «ходят» школьники. Сексуально ориентированные чаты, он-лайн-игры с элементами насилия вполне способны повлиять на поведение подростков и сказаться на их неустойчивой психике. Свое исследование провела и наша землячка, преподаватель одного из университетов США Элина Мартынова.– Я общалась с учениками 9-12 классов (14-19 лет). Они признались, что проводят в Сети в среднем два часа в день. А вообще разброс от 15 минут до 9 часов. Самое страшное, они при этом не склонны считать себя зависимыми. Когда им задавали вопросы типа: «Приходя домой, сразу бросаешься к компьютеру?» или «Ты больше времени общаешься в он-лайне, а не со сверстниками?» – они отвечали «нет». При этом были убеждены, что его сосед по парте, сестра или приятель точно из Интернета не вылазят. Сами понимаете, что сосед, сестра и приятель, не задумываясь, указывали на него. Это так называемый эффект третьего лица.Болезнь или нет?Считать пристрастие к виртуальному общению болезнью или чем-то другим? Одни полагают: раз у злоупотребляющих Интернетом медики не обнаруживают никаких психических отклонений, называть интернет-зависимость заболеванием нет основанийНа сегодняшний день такой болезни согласно классификаторам болезней (и международному, и российскому) не существует. Есть вероятность, что скоро она появится в Китае как официально признанное заболевание. По мнению других ученых, интернет-зависимость – диагноз. Пусть у нее нет, как у алкогольной или наркотической, химической составляющей. Но для получения удовольствия в виртуальном мире требуется с каждым сеансом все больше времени. Они считают, что интернет-зависимость требует лечения в виде изменения реального поведения человека.Вне зависимости от того, кто как называет чрезмерное увлечение компьютерным миром, понятно, что проблема есть и ее нужно решать. Категоричный метод – запретить – не годится. Про запретный плод мы все наслышаны… – Попробуйте найти корень проблемы, – советует психолог Александр Кирсанов. – Пусть ребенок расскажет вам, почему он предпочитает виртуальное общение реальному, что это дает ему. При этом действуйте с позиции не ментора, а старшего товарища. Проводите с ним больше времени, пусть все домашние дела и увлечения станут общими. Уверен, вы сможете убедить своего сына или дочь, что настоящая жизнь — прекрасна и удивительна. Кто виноват?Абсолютно согласна. Не в Интернете нужно искать источник зла, а в самих себе. Хотя и сложно многим родителям принять эту истину. Ведь куда проще, безопаснее для самих себя виновным во всех бедах признать КОМПЬЮТЕР. Ребенок не играет на улице? Не общается со сверстниками? Не слушается и не моет посуду? Виноват компьютер! Попробуйте найти настоящего виновника, как говорят, в зеркале. И начните новую жизнь. В которой будет не ребенок и родители по отдельности, а вы все вместе. Оторвитесь от телевизора, когда ваш сын-третьеклассник хочет рассказать о том, чем его обидел сосед по парте. Потом договорите с подругой по телефону, если дочь пришла со свидания со слезами на глазах и закрылась в комнате. Кто поймет и поддержит их, если не вы? Капельки тепла, которые вы подарите своему ребенку, благодатным дождем прольются на его страдающее сердечко, не оставив и следа от огорчения. И тогда точно в будущем со своими вопросами ребенок придет к вам, а не к виртуальным друзьям. Если все, что написано, — не про вас и ваше чадо делает лишь первые шаги во Всемирной сети, сделайте его дорогу безопасной. Контролируйте его «маршруты» в Интернете. Ни в коем случае не ставьте компьютер в комнате ребенка. В идеале он должен находиться в середине зала, чтобы проходя мимо, вы могли видеть, что происходит на экране. Тогда путешествие по виртуальному миру не превратится в дорогу без возврата.
Родители должны насторожиться, если ребенок стал агрессивен, не общается со сверстниками, плохо ест и спит, жалуется на боли в суставах, постоянно ходит с красными глазами, оживляется только тогда, когда садится за компьютер. Тут без помощи психолога уже не обойтись.
В тему
Ученые определили пять основных форм зависимости и ее признаки:1) информационная зависимость (поиск информации, проверка электронной почты и т.д.),2) общение в режиме он-лайн (чаты, форумы, блоги, ICQ, Skype…),3) зависимость от всевозможных интерактивных игр,4) общее влечение к активной сетевой деятельности,5) виртуальный секс.
Тема интернет-зависимости обсуждается и медиками, и психологами, и социологами. Некоторые полагают, что в этом нет ничего страшного, другие рисуют жуткие картины будущего, в котором человек будет полностью подчинен компьютеру. Третьи бьют тревогу: находящиеся подолгу в Глобальной сети теряют связь с реальным миром.Но все едины во мнении, что злоупотребление Интернетом ни к чему хорошему не приводит. Особенно детей с их еще не сформировавшейся психикой.Жизнь в он-лайнеМоя приятельница Ирина рассталась с мужем, когда Темке не было и года. Она хотела, чтобы сын не комплексовал, что растет без отца. В ее понимании это означало – ни в чем не нуждался. И она, как ломовая лошадь, вкалывала на трех работах. Да еще дома подрабатывала шитьем. На общение с сыном времени не было. Все чуть не закончилось плачевно.– Год назад купила ему компьютер, о котором он так мечтал, к Интернету подключила. Так он во Всемирной паутине и поселился, – с горечью вспоминала подруга хронологию событий. – Я, дура, нарадоваться не могла, что сын сидит дома, по подъездам не шарится. Так ведь до чего дело дошло – он универ бросил! Некогда ему, видите ли, было – в он-лайне дел хватало. Пришлось к психологу идти. Слава богу, вернул сына из виртуального мира.В реальность этой ситуации лет 15 назад поверить было невозможно: немногочисленные компьютеры с выходом во Всемирную сеть были не средством для работы и игр, а атрибутом роскоши. Когда они появились практически в каждом доме, многие родители схватились за голову: детей нужно спасать! Как наркоманы не могут прожить без очередной дозы, так подростки не мыслят ни дня без общения в Интернете. Причем время нахождения в Сети с каждым днем увеличивается.Мой друг — компОсновная группа риска в России — дети в возрасте от 13 до 17 лет. Практически все они сначала просто увлекаются новой «игрушкой». Многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, но некоторые переходят в категорию интернет-зависимых. Почему же они отдают предпочтение виртуальной жизни?Психолог Александр Кирсанов полагает: главная причина – отсутствие нормального общения в реальной:– Корень этой проблемы – в семье. С советских времен наиболее популярной остается командно-административная модель поведения: «Делай, как я говорю!». Дети, не имея возможности поступить по-своему, подчиняются. Во многих семьях выражение чувств считается излишним или вообще расценивается как проявление слабости. Вовлеченность родителей в дела ребенка – минимальная. Все это выливается в конечном итоге в ощущение изолированности. Не научившись общаться в семье, они и со сверстниками не могут наладить нормальные отношения. Но желание реализовать себя, иметь друзей, с которыми можно поделиться самым сокровенным, остается. Реализовать его подростки, как им кажется, могут только в мире виртуальном. В нем все происходит так, как они хотят. Никто не читает нотаций, не поднимает на смех, все тебя любят и уважают. Для них это своеобразное эмоциональное убежище.Агрессия из чатаК чему же приводит жизнь в «эмоубежище» и есть ли она? Во всем мире проведены сотни исследований. К примеру, специалисты Kaohsiung Medical University опросили более 9 тыс. подростков. Как оказалось, 25% юношей и 13% девушек из этого числа имели начальные формы интернет-зависимости. Чрезмерное количество часов, проведенное в интернет-пространстве, делало их агрессивными. Доходило до словесных и физических угроз окружающим. Возможно, неверно говорить, что сам Интернет является виновником этой взаимосвязи. Скорее, тематика сайтов, на которые «ходят» школьники. Сексуально ориентированные чаты, он-лайн-игры с элементами насилия вполне способны повлиять на поведение подростков и сказаться на их неустойчивой психике. Свое исследование провела и наша землячка, преподаватель одного из университетов США Элина Мартынова.– Я общалась с учениками 9-12 классов (14-19 лет). Они признались, что проводят в Сети в среднем два часа в день. А вообще разброс от 15 минут до 9 часов. Самое страшное, они при этом не склонны считать себя зависимыми. Когда им задавали вопросы типа: «Приходя домой, сразу бросаешься к компьютеру?» или «Ты больше времени общаешься в он-лайне, а не со сверстниками?» – они отвечали «нет». При этом были убеждены, что его сосед по парте, сестра или приятель точно из Интернета не вылазят. Сами понимаете, что сосед, сестра и приятель, не задумываясь, указывали на него. Это так называемый эффект третьего лица.Болезнь или нет?Считать пристрастие к виртуальному общению болезнью или чем-то другим? Одни полагают: раз у злоупотребляющих Интернетом медики не обнаруживают никаких психических отклонений, называть интернет-зависимость заболеванием нет основанийНа сегодняшний день такой болезни согласно классификаторам болезней (и международному, и российскому) не существует. Есть вероятность, что скоро она появится в Китае как официально признанное заболевание. По мнению других ученых, интернет-зависимость – диагноз. Пусть у нее нет, как у алкогольной или наркотической, химической составляющей. Но для получения удовольствия в виртуальном мире требуется с каждым сеансом все больше времени. Они считают, что интернет-зависимость требует лечения в виде изменения реального поведения человека.Вне зависимости от того, кто как называет чрезмерное увлечение компьютерным миром, понятно, что проблема есть и ее нужно решать. Категоричный метод – запретить – не годится. Про запретный плод мы все наслышаны… – Попробуйте найти корень проблемы, – советует психолог Александр Кирсанов. – Пусть ребенок расскажет вам, почему он предпочитает виртуальное общение реальному, что это дает ему. При этом действуйте с позиции не ментора, а старшего товарища. Проводите с ним больше времени, пусть все домашние дела и увлечения станут общими. Уверен, вы сможете убедить своего сына или дочь, что настоящая жизнь — прекрасна и удивительна. Кто виноват?Абсолютно согласна. Не в Интернете нужно искать источник зла, а в самих себе. Хотя и сложно многим родителям принять эту истину. Ведь куда проще, безопаснее для самих себя виновным во всех бедах признать КОМПЬЮТЕР. Ребенок не играет на улице? Не общается со сверстниками? Не слушается и не моет посуду? Виноват компьютер! Попробуйте найти настоящего виновника, как говорят, в зеркале. И начните новую жизнь. В которой будет не ребенок и родители по отдельности, а вы все вместе. Оторвитесь от телевизора, когда ваш сын-третьеклассник хочет рассказать о том, чем его обидел сосед по парте. Потом договорите с подругой по телефону, если дочь пришла со свидания со слезами на глазах и закрылась в комнате. Кто поймет и поддержит их, если не вы? Капельки тепла, которые вы подарите своему ребенку, благодатным дождем прольются на его страдающее сердечко, не оставив и следа от огорчения. И тогда точно в будущем со своими вопросами ребенок придет к вам, а не к виртуальным друзьям. Если все, что написано, — не про вас и ваше чадо делает лишь первые шаги во Всемирной сети, сделайте его дорогу безопасной. Контролируйте его «маршруты» в Интернете. Ни в коем случае не ставьте компьютер в комнате ребенка. В идеале он должен находиться в середине зала, чтобы проходя мимо, вы могли видеть, что происходит на экране. Тогда путешествие по виртуальному миру не превратится в дорогу без возврата.
Родители должны насторожиться, если ребенок стал агрессивен, не общается со сверстниками, плохо ест и спит, жалуется на боли в суставах, постоянно ходит с красными глазами, оживляется только тогда, когда садится за компьютер. Тут без помощи психолога уже не обойтись.
В тему
Ученые определили пять основных форм зависимости и ее признаки:1) информационная зависимость (поиск информации, проверка электронной почты и т.д.),2) общение в режиме он-лайн (чаты, форумы, блоги, ICQ, Skype…),3) зависимость от всевозможных интерактивных игр,4) общее влечение к активной сетевой деятельности,5) виртуальный секс.
Автор: Екатерина РОГОЖКИНА / "Пензенская правда" 26 июня 2009, N 48
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER