Пиши, как живешь…

Александра Анисимова, поэтИконный лик, доброжелательное обхождение и теплое свечение глаз... Такой была Александра Анисимова

В июне 1969 года, возвратившись из затянувшейся командировки, услышал горькую весть: не стало Анисимовой… Александра Петровна! Ведь она мне была как мать.

Наша первая встреча:
– Я пригласила вас поговорить о вашей дальнейшей творческой судьбе. Прочитала ваши стихи в «Молодом ленинце», в «Пензенской правде». В общем, неплохо. Но работать надо много и много.
И пошли дни за днями. Мы тогда работали над сборником стихов  литгруппы «Рассвет», которая действовала при Дворце культуры им. Кирова. И это был не только труд, но еще и прекрасная школа литературного мастерства.
Надо сказать, что Александ­ра Петровна была суровым критиком, не прощала ни малейших стихотворческих прегрешений.
– Здесь ты намудрил: «Небо виснет тяжелой сливой...». Слива – нечто маленькое, несущест­венное… Нужно чувствовать соотношение вещей и событий. Мы должны нести живую жизнь, ощущать окружающее так, как будто ты видишь все и не можешь молчать. Вот тогда и пойдут из тебя те слова, которые нужны. Пиши как живешь...
Позже, уже учась в литературном институте, я узнал, что эти слова произнес великий Грибоедов. А тогда… Даже осмыслить услышанное было непросто.
Как-то Александра Петровна спросила меня: «Что нового у вас в «Рассвете?».
Я начал рассказывать, что участники заряжены на новые стихи, яростно спорят друг с другом относительно справедливости той или иной интерпретации. Помнится, Александра Петровна сказала, что надо чувствовать грань, где истина, а где «ячество». Я спросил: «А что такое «ячество»? Она ответила примерно так: «Это когда критикующий отвергает в целом неплохие стихи только потому, что они написаны не так, как он пишет… Берегитесь этого в будущем. Каждый должен писать по-своему. И не надо никого ломать под свой стиль, свою манеру, то есть под себя… Каждый художник должен быть индивидуальным».
Многое я почерпнул в разговорах с Александрой Петровной. То были счастливые дни в моей жизни: я общался с «живым» поэтом! Это сегодня и читатели, и даже пишущие стихи в грош не ставят общение со старшими собратьями по перу. Печально. Мудрец сказал: «Ученик, не почитающий учителя, далеко не пойдет...».
Александра Петровна помогла мне подготовить рукопись для коллективного поэтического сборника. Но наступил черный для пензенской литературы 1964 год. Книжное издательство в Пензе было ликвидировано, сборника со своими стихами я так и не увидел. Но не жалею об этом, ведь я получил более ценное – знакомство и общение с Александ­рой Петровной Анисимовой.


из досье

Анисимова Александра Петровна родилась 2.09.1891 г. в с. Бездна Спасского уезда Казанской губернии. Окончила женскую гимназию в Симбирске. Работала репортером в ульяновской газете «Пролетарский путь».
В Пензе – с 1935 года. Прозаик, поэт, собиратель пензенского фольклора, член СП СССР. Первая книга «Песни про войну» вышла в 1943 г.
Песни на ее стихи входили в репертуар хора им. Пятницкого. Особое место в творчестве занимали сказки – «Птица-радость», «Три Аннушки». Успешно трудилась над поэтическим переложением «Слова о полку Игореве».

Автор: Николай КУЛЕНКО, член Союза писателей России

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное