Обнаженка? Эпатаж? Шедевр?

Спектакль Романа Виктюка «Служанки» смутил и возбудил пензенскую публику

На культовый спектакль Романа Виктюка «Служанки» народ шел в ожидании эпатажа. Рецензий в прессе и Интернете великое множество, и обещают они и «голубизну», и пошлость. Возможно, кто-то ожидаемое и усмотрел, но, к счастью, часть зрителей за обнаженкой смогла рассмотреть и замысел Жана Жане, и идею режиссера.
Стоит отметить, что сам автор пьесы говорил: «Я считаю, что в «Служанках» должны играть мужчины. Именно мужчины». Роман Виктюк спорить с автором не стал и вывел на сцену четырех красавцев с накаченными мышцами и обнаженными торсами, троим из которых доверил роли сестер Клер и Соланж и божественной Мадам.
В игре Дмитрия Бозина, Дмитрия Жойдика и Алексея Нестеренко нет трансвестизма, только пластика и чувственность. Они не играют женщин или в женщин. Они иронизируют над страстями, которые бушуют в душах слабой половины человечества. Роман Виктюк выпустил на сцену не просто мужчин с красивыми телами. Актеры прекрасно подготовлены – их пластика красноречивее всяких слов. Представьте: герой сидит в кресле, играет музыка. Текста нет, часть зрителей тут же отворачивается от сцены, а вот этого делать не стоит. Смотрите, тело актера разговаривает! Вот двигается одна группа мышц на животе, вот другая… Все происходит в темпе, заданном музыкой, и кажется, что зрители слышат монолог, заложенный режиссером.
К финалу действа артисты настолько изматываются, что даже с последних рядов видно, как по их обнаженным торсам стекает пот, – великолепная троица выкладывается на сцене по полной.
В этом спектакле нет громких реплик, которые могли бы акцентировать внимание зрителя. А посему некоторые покидали зал, не понимая, что «Служанок» надо именно смотреть. На движения актеров, на декорации, которые с первого взгляда представляются невзрачными, но на самом деле скрывают немало сюрпризов. На игру теней и цвета. Виктюк использовал в оформлении спектакля триколор: черный, красный и белый. Каждый из них соответствует характеру «героини». Только Месье похож на павлина в своем разноцветном костюме. Что ж, самцы павлинов тоже имеют хвосты радужной расцветки…
Впечатления от спектакля у зрителей были неоднозначные: кто-то был явно разочарован, некоторые дамы, напротив, продолжали восторженно вздыхать, несмотря на то что занавес давно уже опустился. Скорее всего, они восприняли «Служанок» как качественный мужской стриптиз, причем доставшийся за относительно скромную плату. Небольшую потому, что билеты в первый ряд стоили полторы тысячи рублей, а в ночном клубе, где юноши не прикидываются актерами, крутясь голышом на сцене, платить приходится гораздо больше. Несомненно, были и те, кто даже не понял, о чем спектакль.
Сам Виктюк называет происходящее на сцене «театральным ритуалом». Ханжи – эпатажем и развратом. Поклонники – шедевром. Мнения, как всегда, расходятся. Ясно одно: к п­остановкам Романа Виктюка нельзя относиться «никак», они всегда чем-то цепляют зрителя. В «Служанках» это чувственные мужчины, чья ориентация остается загадкой. В «Мастере и Маргарите» были полуголые женщины с формами, далекими от идеала. Чем же удивит режиссер публику в следующий раз? Об этом остается только догадываться…

Впечатления от спектакля у зрителей были неоднозначные: кто-то был явно разочарован, некоторые дамы, напротив, восторженно вздыхали.


О чем

Две служанки – сестры Соланж и Клер – отчаянно ненавидят свою госпожу. Каждый день в отсут­ствие Мадам они примеряют ее шикарные наряды и разыгрывают ритуальное убийство. Чтобы досадить хозяйке, служанки пишут донос на ее любовника. Месье арестовывают, но вскоре отпускают: нет доказательств. Предчувствуя близость разоблачения, Клер пытается отравить мадам, но безуспешно. Остается один выход – самоубийство. Клер кончает с собой, выпив снотворное, а Соланж сходит с ума и, впав в транс, бредит о будущей великолепной жизни и в последний раз изображает Мадам...

Автор: Ольга СИДОРИНА, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER