Лихой бизнес

Ежедневно на улицы Пензы выезжает не меньше полутысячи машин легкового такси. Более точную цифру сейчас вряд ли кто сможет назвать, ведь количество фирм, занимающихся этим бизнесом, растет с каждым днем. При этом качество оказываемых услуг зачастую оставляет желать лучшего.
Полного порядка в такси не было никогда. Вот данные столичного мониторинга: «В Москве за 9 месяцев произошли 143 аварии с участием таксомоторов. Пассажир, воспользовавшись услугами такси, обязательно сталкивался со злоупотреблениями и грубым отношением шоферов, носившими массовый характер. Десятки таксистов откровенно заявляли, что зарплата их не интересует, так как основным источником дохода являются чаевые и обсчет пассажиров…».
«Подумаешь, Америку открыли! Это давно всем известно», – скажет читатель и будет абсолютно прав. Ведь это цитата не из пресс-релиза столичного ГИБДД, а из исторической справки за 1936 год. Впрочем, вскоре известными мерами порядок был наведен, но продержался он недолго.
В начале 90-х госпредприятия такси дышали на ладан по причине низкой платежеспособности населения и возросшей конкуренции. Нужда заставила сесть за руль такси оставшихся без зарплаты инженеров и учителей, рабочих и ученых. В ту пору личные авто кормили не одну тысячу семей. «Потаксерить» ночку после работы было нормой.
С введением лицензирования ситуация начала исправляться. «Частников» стали «выживать» административными мерами. Вместо них на улицы пришли фирмы такси. Однако допускали до работы не всех. Получить лицензию, имея в распоряжении десяток потрепанных временем «копеек», было невозможно. Под давлением надзорных служб частные таксопарки начали покупать новые авто. Некоторые из них устанавливали в свои такси счетчики. И, вероятно, не было бы сейчас никаких проблем с такси, если бы этот вид бизнеса не перестал лицензироваться, а на деле – контролироваться.
Сервис
Сегодня услугами такси хотя бы раз в месяц пользуется каждый взрослый пензенец. В зависимости от расценок фирмы за 60–80 рублей можно проехать из центра города на окраину или наоборот. Вот только, набирая телефонный номер диспетчера фирмы такси, никто не может быть уверен, в сколь благоприятных условиях пройдет и насколько безопасной будет поездка.
По действовавшим правилам лицензированная фирма-перевозчик перед выпуском машины в рейс обязана провести ряд процедур. Шофер должен был получить медицинское заключение о самочувствии и прослушать инструктаж руководителя фирмы, а его машина тем временем – пройти техосмотр. Только после этого водитель получал путевой лист и лицензионную карточку. Фирмы перевозчики, где и сегодня выдерживается этот порядок, можно сосчитать по пальцам. Но ведь именно эти меры были призваны гарантировать пассажиру качество и безопасность.
Отмена лицензирования привела к тому, что все чаще по вызову приезжают машины-доходяги с грязными салонами, пропахшими бензином. Но это, оказывается, уже стало нормой. По крайней мере, в этом пыталась уверить нашего читателя Сергея Шмакова диспетчер одной фирмы такси. Услышав отказ от поездки в таком авто, она потребовала за «ложный вызов» 30 рублей.
«Из проверенных 189 машин такси 104 были неисправны (63,6%), а 9 – даже опасны для движения…». Это тоже «привет» из Москвы 1936 года, но, согласитесь, есть в этих словах что-то до боли знакомое.
Бизнес по-русски

Эх, прокачу!
«Таксомоторы на стоянках брались прямо «с боя». Да и сама поездка в такси грозила пассажиру новыми неприятностями. Прежде всего он рисковал попасть в аварию из-за низкой квалификации и отсутствия дисциплины у водителей…». Это снова Москва 1936 года.
А в Пензе 2007 года, стараясь заработать побольше денег, водители такси днюют и ночуют за рулем. Им не то что машину или салон привести в порядок – самим помыться некогда. От продолжительной работы притупляется зрение, внимание, а некоторые засыпают за рулем.
Участником такого происшествия однажды довелось стать и автору этих строк. В вечернее время такси, проезжая по улице Окружной, собрав кустарник у дороги, съехало в кювет. По счастливой случайности на нашем пути не оказалось столбов. Таксист тогда честно признался: «Задремал… Вторые сутки за рулем…».
Примечательно, что как таковой статистики аварийности машин такси сейчас не ведется. Ведь многие авто превращаются в такси одной лишь установкой рации!
Куда пойти?
Что самое интересное, пожаловаться на таксистов некуда! Сегодня для создания фирмы такси надо лишь встать на учет в налоговую инспекцию. Туда и в отдел по защите прав потребителей советуют обращаться в таких случаях люди знающие. Ведь ведомств, контролирующих деятельность таксомоторных фирм, нет. Но как доказать факт проезда в том или ином такси, если чеки выдают всего в двух-трех фирмах?
Впрочем, в этой части вскоре все должно измениться. На днях Управлением федеральной налоговой службы по Пензенской области был распространен документ, обязывающий «организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере перевозок пассажиров в режиме легкового такси, при осуществлении наличных денежных расчетов использовать контрольно-кассовую технику». Но когда эти нормы будут применены во всех такси – неизвестно.
Надо захотеть!
Отменяя лицензирование предприятий, занимающихся таксомоторными перевозками, законодатели, несомненно, руководствовались лучшими намерениями. Ведь, по идее, чем меньше над предпринимателями довлеют контролирующие органы, тем больше у них должно быть возможностей для развития бизнеса. И в ряде регионов этими послаблениями бизнесмены воспользовались: пополнили парк новыми машинами, строят гаражи и мастерские.
И фирмы борются за клиентов, соревнуясь друг с другом уже не столько в ценах, сколько в качестве услуг. Так, в соседней Самаре есть «Женское такси», где все шоферы – женщины, есть «Детское такси», рассчитанное на перевозку детей и оснащенное детскими креслами, «Эконом-такси» – машины-малолитражки с очень низкими ценами. Конечно, есть и в нашем городе фирмы такси, с которых можно брать пример. Но таковых, к сожалению, меньшинство.
Может быть, пора уже в Пензе навести в этом бизнесе порядок? Для начала, например, наложить вето на использование в легковом такси старых машин. Это непросто, но вспомните, какие проблемы были в Пензе с маршрутками! Какие «газели» ездили по городу еще пять лет назад, какое отношение было к пассажирам… И посмотрите сейчас: новые, со шторками на окнах машины, а сколь вежливы стали водители! Значит, можно, если очень захотеть.
(В материале использованы исторические данные с портала «Таксопарк»).
Сегодня услугами такси хотя бы раз в месяц пользуется каждый взрослый пензенец. Вот только, набирая телефонный номер диспетчера фирмы такси, никто не может быть уверен в безопасности поездки.
Автор: Дмитрий ГУЛИН, фото автора и Владимира Гришина
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Презентована книга по истории пензенских церковных приходов
Книга расскажет о деятельности приходского духовенства в двух соседних поволжских епархиях
В Пензенской области заболеваемость ОРВИ и гриппом выросла почти на треть
Региональный Роспотребнадзор обновил данные об эпидемиологической ситуации
В Пензе школьникам и студентам рассказали о профессии оператора БПЛА
Ребята попрактиковались в управлении летательными аппаратами