Кто ответит за пожар?

Горит драмтеатр (2 января 2008)«Театр горит!» – утром второго января говорили только об этом

В общественном транспорте бабушки уверенно выносили свой вердикт случившемуся: «Это поджог! Причем политический! Помните, четыре года назад, на выборы – Манеж в Москве горел? На этих выборах – университет в центре столицы. А теперь вот у нас. Хорошо хоть без трупов…».
Версия, конечно, фантастическая. Но ситуация действительно более чем странная.

Одни вопросы

По официальной версии, в ту роковую ночь за пожарной безопасностью в театре следил человек исключительной ответственности. Не пьющий, не курящий… Он лично осматривал все пожарные рукава и всегда строго по расписанию обходил все помещения. Утверждают, что 2 января в последний раз он обошел вверенную ему территорию около шести часов.
Как он не почувствовал запаха гари? Непонятно. Здание театра таково, что даже «аромат» от зажженной за кулисами сигареты моментально разносился по всему залу.
Что делала в шесть утра уборщица? Если театр был закрыт  31 декабря и 1 января… Намусорить никто не успел! Служебное рвение проявлять вроде бы ни к чему?

«Мы все сгорим!»

До сих пор рассматриваются две причины трагедии: короткое замыкание или занесение огня извне (непотушенная сигарета, попадание в слуховое окно заряда фейерверка). По предварительным данным, возгорание началось с чердака над сценой или в партере между 3 и 6 рядами  (смешно: или на небе,  или на земле!).
Не сработала ни одна система защиты от огня. Ни железный занавес, который призван отсекать от огня сцену (а это толстая, обшитая железом асбестоцементная плита!), ни автономная система пожаротушения. Даже воды в пожарных гидрантах театра не оказалось!
В 7.10 поступил звонок о пожаре. Через четыре минуты пожарные расчеты были на месте. В это время театр  уже вовсю полыхал. Площадь возгорания составляла к тому моменту более тысячи квадратных метров.  Пожарные, увидев горящее здание, приходили в ужас. Но самое страшное, что ни люди, ни техника не были готовы к действиям в чрезвычайных обстоятельствах. Даже пожарные рукава оказались рваными… Было ясно, что театр погиб…
Как сказал губернатор Василий Бочкарев, если так будет работать пензенская служба МЧС… сгорит вся область.
— Это безобразие я видел собственными глазами. Видел беспомощность местных огнеборцев. И скажу вам: нет смысла вызывать пожарных, все равно  сгорим! — сделал вывод Василий Бочкарев. — Вина руководства МЧС в том, что сгорел театр, огромная. Как и вина министра культуры, директора театра, дежурного по министерству культуры, вахтеров и техника-пожарного, находившихся в театре.
Василий Бочкарев на последнем заседании правительства не скупился на выражения, описывая свои впечатления от увиденного. Как ему самому пришлось руководить тушением… Как он заставлял пожарных менять дырявые рукава, из которых, еще не доходя до ствола, выливалась большая часть воды...
Полноценного ответа на обвинения губернатора у руководителя регионального МЧС Михаила Носачева не нашлось. Впрочем, и вины ни со своих подчиненных, ни с себя лично он не снимал.

Звонок в редакцию:
– Что  за ерунду говорят по телевизору: «Пожар с шести до семи»? Я живу на Володарской. И у меня из кухни весь театр как на ладони. Так вот  я  вышел покурить – еще шести не было. И там уже огромные клубы дыма валили. А пожарные только в восьмом часу приехали… Все врут!
Именно в таком настроении до сих пор находится весь город. Никто не верит в возгорание из-за неисправной проводки или петарды. Никто!  Большинство уверены в том, что не обошлось без несанк­ционированной вечеринки (мест­ные жители с улицы Кирова утверждают, что видели полупьяных и полуголых Деда Мороза и Снегурочку около служебного входа в театр).
По факту театр уничтожен:  в огне погибло 12 тысяч костюмов, несколько постановок главного режиссера  (в новых,  «полевых», условиях спектакли, о которых мечтал Гунин, поставить нельзя), рабочие места (сокращение все равно будет), надежды, карьеры, и самое главное – разрушен Дом: для многих театр был именно домом… Кто за это ответит?
Министр культуры Виктор ОгаревМинистр культуры Пензенской области Виктор Огарев вышел 9 января  из отпуска. Серьезный и грустный…
– Я приступаю к своим обязанностям. Конечно, кто-то должен за пожар ответить. Я не знаю, кто это будет. Либо я, либо Кирилл Владимирович (Застрожный во время отпуска исполнял обязанности министра).
Но вряд ли одна отставка – достойная плата за трагедию, которой вполне могло бы не быть.
С 23-го января театр начнет работу – будут показаны две сказки, а с 30-го января пойдет спектакль «Квадратура круга». Что касается билетов, которые люди приобрели на новогодние представления, то они будут действительны в течение всего года. Пока, кстати, мало кто выказал желание сдать их в кассу, да и возможности возместить их стоимость в настоящее время нет.
Назначен новый директор театра – Александр Владимирович Фомин, по профессии он строитель. Что касается бывшего директора Валентина Юрьевича Лозицкого, то на время следствия его отстранили от должности.

P.S.

С миру по нитке

Сгоревшие сцена и зрительный залПравительство Пензенской области направило 100 миллионов рублей на ликвидацию последствий пожара в областном драматическом театре и на разработку проектно-сметной документации по строительству нового здания. Губернатор Василий Бочкарев выделил эти средства за счет региональной программы капитального строительства. Работы предполагается провести за два года. Общая стоимость проекта (строительство и оснащение театра) – 1,5 млрд. рублей.
10 января губернатор выехал в Москву на встречу с председателем правительства России Виктором Зубковым для решения финансовых вопросов.
Но тем не менее принято решение создать специальный фонд по поддержке театра.
Заместитель председателя правительства Пензенской области Елена Столярова заявила: «Мы рассчитываем на поддержку бизнеса и простых граждан. На тех, кому дорог старейший театр России».
В тот же день глава администрации г. Пензы Роман Чернов и глава города Иван Белозерцев объявили о том, что половину январской зарплаты они перечисляют на восстановление театра. Остальные сотрудники поддержали своих руководителей. От 10 до 30% зарплаты (кто сколько готов отдать) будут перечисляться в фонд поддержки театра.


Мнения

Вячеслав ГунинВячеслав Анатольевич Гунин, главный режиссер:
– Мимо театра стараюсь не ходить, это очень больно. но по натуре я оптимист, надеюсь на лучшее и уезжать не собираюсь.


Анна Борисовна Краснова, зав. литературной частью театра:
– Библиотека, архив театра, старые фотографии частично погибли. Но, слава богу, у театра есть друзья, которые хранят реликвии, связанные с театром. Известный коллекционер Игорь Шишкин буквально за пару недель до нового года сделал копии нашего видеоархива  для себя. Надеемся на его безвозмездную помощь в восстановлении архива.


Ирина Владимировна Трубиньш, администратор театра:
– Большая часть цехов – костюмерный, бутафорский, декорационный – уже разместилась в новом  помещении. К сожалению, около 40 человек будут сокращены, однако Виктор Владимирович Огарев пообещал, что этим людям будет оказана помощь в трудоустройстве.


Михаил КапланМихаил Исаакович Каплан, народный артист РФ:
– Пока все в шоке. Но верю, что театр будет восстановлен, вот только когда? Ведь нужно не просто построить здание, его еще надо оснастить. У нас на 35 артистов приходилось 177 человек обслуживающего персонала.


Павел ТачковПавел Владимирович Тачков, актер:
– Время покажет, насколько город заинтересован в театре. Но надеюсь дождаться того часа, когда театр восстановят. Про других актеров сказать не могу, особенно иногородних, которые уехали на это время домой.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER