Конвертная болезнь

Почему так трудно бороться с серыми зар­платами?

Они выгодны работодателю, который экономит на налогах. Работнику, который сегодня получает больше, а о будущем не думает (до него еще дожить надо!). Что до интересов государства – и тем, и другим на них наплевать. Оно, государ­ство, должно доказать, что их интересы взаимны.

Тысяча в ведомости, десятка – на карман

Схем с использованием серых зарплат может быть несколько, и все они связаны с уходом от уплаты налогов. Первый вариант, когда человек работает вполне легально, но официально получает минимальную зарплату, остальное ему выдают «в конверте».
– Серые зарплаты – очень сложная категория дел, – объяснил начальник оперативно-розыскной части при управлении по налоговым преступлениям УВД по Пензенской области Сергей Щуренков. – Далеко не всегда работники готовы «заложить» своего работодателя. Им выгодно получать зарплату больше, а работодателю – платить налогов меньше. Потом, когда придет время выходить на пенсию, все это, конечно, аукнется. Но пока люди просто не задумываются о последствиях.
Тем не менее борцы с налоговыми преступлениями с начала 2008 года выявили уже 29 налоговых преступлений, в том числе 11 фактов уклонения от уплаты налогов с физических лиц, что на 22 процента выше, чем в аналогичный период прошлого года.
И пензенские налоговики, и сотрудники пензенского отделения Пенсионного фонда регулярно проводят мониторинг предприятий, где заработная плата ниже прожиточного минимума (напомним, что на конец прошлого года он составлял 3 732 рубля). В черный список попадают в основном предприятия малого и среднего бизнеса со средней зарплатой от двух с половиной до трех тысяч рублей.
Многие предприниматели, с которыми корреспонденту «ПП» довелось пообщаться на условиях конфиденциальности, признались, что платят своим работникам гораздо больше той суммы, что указана в ведомости. В одной солидной торговой фирме даже посмеялись: «Молодой человек, зарплата вообще-то вещь сугубо интимная, но у нас она точно больше 3 тысяч рублей».
Еще один часто практикуемый вариант – неофициальное использование рабочей силы. В этом случае человек трудится без всяких документов, то есть буквально на птичьих правах.

Работники-невидимки

Андрей целый год проработал сборщиком мебели у двух предпринимательниц, державших торговую точку в крупном мебельном центре. Без трудовой книжки, медицинского полиса, выходных и прочих атрибутов соцпакета. Взаимоотношения с предпринимательницами были довольно простыми: собрал, допустим, стенку – получи процент от ее стоимости. Наличными и без всяких там ведомостей.
Поначалу Андрей зарабатывал до 20 тысяч рублей. Но потом процент стал уменьшаться, зато работы становилось все больше: парню приходилось выполнять обязанности и грузчика, и кладовщика, и курьера. В конце концов, после того как зарплата упала до 5 тысяч, Андрей «уволился».
– Практически у всех предпринимателей, арендовавших площади в магазине, работники трудились неофициально, – вспоминает он. – А это десятки человек. Иногда к нам приходили с проверками из налоговой и трудовой инспекций. Но едва контролеры появлялись на пороге, об этом тут же становилось всем извест­но. Хозяева уходили в близлежащее кафе и подчиненных отправляли куда-нибудь погулять от греха подальше. Иной раз приходилось даже выдавать себя за покупателей.
Именно в таких фирмах очень большая текучка кадров. Ну разве не парадокс? Ведь гораздо выгоднее удержать толкового работника, чем постоянно искать нового. В развитых странах самыми эффективными считаются  вложения в человека. Это позволяет иметь стабильный коллектив и повышать производительность труда.

К государству взывают о помощи

Так как же победить зло, именуемое «серыми зарплатами»? Универсального рецепта пока не предложил никто. Но попытки есть. Начиная с 2006 года практически во всех российских регионах при органах власти были созданы межведомственные комиссии по своевременной выплате и обеспечению роста заработной платы. 
Система их работы такова: по годовой отчетности налоговики выявляют организации, где зарплата сотрудников ниже прожиточного минимума. А потом члены комиссии вызывают к себе на беседу руководителя и главного бухгалтера такого предприятия и ведут разъяснительную работу. Проще говоря, сначала взывают к совести, а затем рассказывают, что сокрытие налогов есть уголовное преступление. 
Практика показала, что решить проблему серых зарплат за счет административных и карательных мер невозможно. Как считает член Союза предпринимателей Пензы и Общественной палаты Пензенской области Татьяна Савчук,  нужно снижать налоговое бремя на малый и средний бизнес. Только в этом случае предпринимателям станет невыгодно скрывать свои реальные доходы. От этого выиграет не только бизнес, но и государство, с которым у него наконец-то будут выстроены «прозрачные» отношения.


С начала 2008 года налоговики выявили уже 11 фактов уклонения от уплаты налогов с физических лиц. Это на 22 процента выше, чем в  аналогичный период прошлого года.

Автор: Павел РОМАНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное