Известный Гойя и неизвестный Дали

Финал. quot;Уже пора!quot;Такой уникальной выставки Пенза еще не видела

Почти тридцать лет назад в Пензенской картинной галерее, размещавшейся тогда еще в здании художественного училища, открылась выставка, которая произвела настоящий фурор.
Из Московского музея изобразительных искусств им. Пушкина были привезены офорты великого испанского художника Франсиско Гойи «Бедствия войны».
Но директор картинной галереи Валерий Сазонов мечтал заполучить знаменитую серию «Капричос», более известную по названию первого офорта с автопортретом художника «Сны разума порождают чудовищ». Тогда его мечтам не суждено было сбыться.
И вот в начале марта позвонили из Москвы. Приятный мужской голос: «Не хотело бы руководство галереи организовать выставку графических работ Гойи и Сальвадора Дали «Капричос»? Сто шестьдесят листов». 
Сазонов удивился и стал выяснять: подлинные ли это произведения и откуда они взялись. Ведь если «Капричос» Гойи – вещь всемирно известная, то об одноименных литографиях Дали мало что знают даже профессионалы.
Выяснилось, что это специальный проект «Сны разума», первое представление которого состоялось в Москве, в залах Российской академии художеств, в конце 2004 года. Выставка сразу же была признана авторитетнейшим журналом «Музеи России» лучшим выставочным проектом. Все работы Гойи сопровождаются комментариями конца XVIII–начала XIX веков, а для литографий Дали они были специально подготовлены нашим современником, немецким искусствоведом Куртом Руппертом. Музыку к проекту написал композитор Роман Рязанцев.

Франциско ГойяГойя

Знаменитого испанского художника Франсиско Гойя многие из нас знают по роману Лиона Фейхтвангера. И в сознании читателя это некий буян, мачо, возлюбленный герцогини Альба, создатель знаменитой картины «Обнаженная Маха». 
Его графические работы, отражающие реальную действительность Испании конца XVIII века, менее известны широкой публике.
Среди них серия офортов «Капричос», созданная в 1793 – 1799 годах. Она выразила отношение художника, находившегося под влиянием идей французского Просвещения, к морали, нравам и общественному строю современной ему Испании. Офорты Гойи – причудливое соединение жизненных реалий и образов, рожденных его художественным гением. Недаром мастер считался предтечей сюрреализма в мировой живописи. Эта серия остается одной из самых больших загадок на протяжении уже почти двух веков. Посвященные ей комментарии насчитывают тысячи страниц.
По первоначальному замыслу серия начиналась с юмористических сцен развлекающихся колдуний. И только потом должна была наступить очередь «горькой пилюли» – сатирической критики общества. Но вскоре замысел изменился до неузнаваемости. Работы, посвященные колдовству и шабашу ведьм, буквально растворились среди социально-критических сцен. 
Боясь скандала и преследования «святой инквизиции», автор буквально зашифровал названия своих работ и отказался от слишком узнаваемых персонажей. В офортах художника досталось не только священникам и чиновникам, но и самой королеве! 
Правда, спустя два дня после выхода книги с офортами, Гойя изымает ее из продажи. Разойтись успело только 27 экземпляров. Оставшиеся 240 вместе с типографскими пластинами и рукописными страницами художник дарит королю Карлу IV. Что называется, от греха подальше.

Сальвадор Дали

Американцы называли его мистер Сюрреалист. В истории культуры XX века трудно найти более экстравагантную личность, чем художник Дали. Ну кто еще мог придумать «Внутриутробные воспоминания» и последовательно их описать! 
Начатая им в детстве игра продолжалась всю жизнь, поэтому он поочередно был то художником, то поэтом, то теоретиком, то сценаристом, то изобретателем дамских причесок. Все открытое и придуманное им было впоследствии растаскано многочисленными подражателями. 
И только оказавшись на выставках Дали, где представлены его картины или графика, начинаешь понимать, что этот человек был не только экстравагантен, но и по-настоящему талантлив.
В его творчестве отразились противоречия XX века – эпохи войн и революций. В своих сюрреалистических картинах он отразил расщепленное, неустойчивое сознание современного ему поколения.
Не случайно он заявлял: «Сюрреализм – это я». Искусствоведы считают, что на творческую манеру художника оказали влияние Зигмунд Фрейд, Босх и Гойя. Поэтому в его картинах и появлялись такие поразительные фантастические образы – деформированные фигуры людей, перетекающие часы, пылающие жирафы. Сам же Дали считал свои работы «рисованными фотографиями снов» и давал им эпатажные названия, например «Обломки автомобиля, превращающиеся в слепую лошадь, кусающую телефон».
Интересно, что во время сближения с сюрреалистами Дали попробовал свои силы в кинематографе. Совместно с известным впоследствии испанским режиссером Луисом Бунюэлем он работал над картинами «Андалузский пес» (1929 г.) и «Золотой век» (1930 г.). Их премьеры вызвали настоящий скандал, фильмы запретили к показу во Франции, но Дали они принесли известность. Знаменитый сюрреалист обожал подшучивать над журналистами, приглашал их на презентации своих работ, а рассказывал о… собственных усах, в которых якобы и заключается его сила. Он их подкручивал и подкрашивал синей краской. 
Дали учился у известных мастеров прошлого и пытался соперничать то с великим Леонардо, то с Босхом, то с Гойей.
Кстати, к серии Гойи «Капричос» Дали обратился на последнем этапе своего творческого пути в 1977 году. Он перенес композиции всех офортов в свои литографии, насытил черно-белые листы цветом, ввел свои знаки, дав композициям новые имена в духе его времени. Короче говоря, добавил к загадке Гойя загадку Дали, став хранителем «Сна разума» XX века!
Выставка открывается в картинной галерее 18 апреля (2008). Работы будут висеть рядом: офорт Гойи и литография Дали. И у зрителей появится возможность поиграть в детскую игру «Найди отличия».
СПРАВКА «ПП»:

«Капричос» – серия из 80 офортов, взаимное расположение которых относительно друг друга было определено Гойей порядковыми номерами. Название серии восходит к итальянскому слову «каприччи» – искусство, открывающее новые способы восприятия мира.
Гойя создал «Капричос» всего за полтора года и при первой же публикации заставил о себе говорить. Подобно музыкальной сюите, «Капричос» состоит из прелюдии («Автопортрет»), пяти частей, связанных общей темой (герцогиня Альба), и финалом (офорт «Уже пора!»).

Автор: Марина СЕРГЕЕВА, фото Владимира Гришина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное