И морозит, и греет

Нина МискарянВ поисках красоты Нина Мискарян  теряет голос, но всегда находит таланты

Проходя по улицам старой Пензы, поневоле заглядываешься на деревянную резьбу, украшающую старинные дома. Но мало кто задумывается, что такой легкий, ажурный, необычайно красивый узор получается благодаря пропильной резьбе.
А вот в других городах Поволжья она глухая, и эффект уже не тот. Узнала я об этих тонкостях от сотрудницы музейно-выставочного центра при ГУК «Пензенский областной дом народного творчества» Нины Михайловны Мискарян. В декабре исполнится ровно 20 лет, как она переступила порог этого удивительного дома в центре старой Пензы.
По образованию Нина Михайловна филолог, но всегда была неравнодушна к красоте, сделанной руками народных умелиц. Приходя в Дом народного творчества,  она не уставала  восхищаться. Однажды ей повезло, и она стала здесь работать.
Первый вид декоративно-прикладного творчества, с которым довелось познакомиться Мискарян, было ковроткачество: в то время как раз готовилась выставка по этому промыслу. Следующей была выставка работ резчиков по дереву. От резьбы она плавно перешла к деревянной скульптуре и росписи по дереву. Так и пошло. За эти годы Нина Михайловна узнала многое о лозоплетении и макраме, вышивке и флористике, живописи и графике, керамике и изделиях из стекла… Ныне она является старшим научным сотрудником.
Но самая большая ее любовь – золотошвейное рукоделие. Однажды внимание Мискарян привлекли изумительной красоты иконы, вышитые золотыми нитями. И заинтересовали не на шутку. Центром золотого шитья издревле являлся Торжок, в Пензе же оно, как считалось, развито не было. Промысел процветал в монастырях, там шили на заказ храмовую утварь, одежду, иконы.
Мискарян решила заняться изучением истории развития золотого шитья в нашем крае. Но ей не смогли помочь ни в краеведческом музее, ни в картинной галерее, ни в библиотеке им. Лермонтова, и оставался один путь – архив.
Работу пришлось начинать с нуля. Нина Михайловна часами изучала огромные фолианты с желтыми, истлевшими от времени страницами. Прежде всего ее интересовали списки проживающих в монастырях мастеровых.
– Среди них я выискивала золотошвеек, – рассказала она. – Постепенно складывалась картина: сколько мастериц работали в монастырях, какого они были возраста, сословия, сколько часов посвящали рукоделию.
Исторические изыскания Мискарян даром не пропали. Когда в музей пришла Ирина Николаевна Подгорная, директор общественного фонда «Домашняя академия», являющегося центром современного золотого шитья в Пензе, Нина Михайловна тут же предложила ей устроить не только выставку, но и прочитать лекции мастерицам. И до сих пор она продолжает изучать материалы, связанные с этим видом прикладного искусства.
И все же главной остается ее работа с мастерами. Они давно приходят в музей как к себе домой. Что-то новое сделали или выбрали другое направление творчества (ведь настоящий мастер никогда не будет стоять на месте) – и тут же в музей, показывать свои работы.

Бабушка Мороз
Нравится Нине Михайловне и работа с посетителями. Когда она только пришла в музей, ей приходилось проводить по 3 – 4 экскурсии в день, а в каникулы принимали и по 10 групп. А экскурсоводов всего два!  К концу дня они оставались без сил и без голоса.
Сегодня кроме школьников, студентов в музей стали  заезжать молодожены. Обряд  в парадной зале на фоне каминов, украшенных майоликовой плиткой, запоминается на всю жизнь.
Научились здесь отмечать и Новый год. Правда, была одна загвоздка. В музее-то работают одни женщины. И хотя наловчились они делать мужскую работу, все же наличие сильного пола порой не помешало бы. Так, придумав для елочных хороводов сценарий, распределив роли Снегурочки, бабы Яги и зайцев, долго думали, как быть с Дедом Морозом. Предложили эту роль Мискарян. Она согласилась без раздумий.
– А что? Фактура у меня подходящая: высокий рост, короткие волосы, которые легко спрятать под шапку, да и голос низкий. Ну кому же как не мне? – смеется Нина Михайловна.
С тех пор так и повелось: на Новый год – «морозит», а остальные дни в году «отогревает» и детские, и взрослые сердечки. Очень уж хочет Нина Михайловна, чтоб пензенцы не только смогли увидеть красоту, но и научились сами ее творить.

В эти дни в музее работает выставка «Царевна-лягушка» – работы пензенских мастеров из соломки, лозы, керамики из коллекции Мискарян

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА, фото Владимира Гришина / “Пензенская правда” 16 декабря 2008, N 100

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное