Двухколесный запах прошлого

Игорь КоровинДля кого удобство, для кого необходимость или престиж, а для Игоря Коровина техника – наслаждение

Свое увлечение он называет глубоким запоем, от которого нужно кодироваться. Но не спешит это делать.

Игорь Коровин по образованию художник. Но судьба распорядилась так, что он стал бизнесменом. А в душе остался поэтом. Однако за последние восемь лет человек с романтической натурой и критическим умом освоил профессии столяра, маляра, электрика, сварщика, конструктора, дизайнера… И все это ради них!

Как в детстве

– Как и все деревенские мальчишки, я в детстве гонял на мотоциклах, – рассказывает Игорь. – Но это веселое время закончилось, на смену двухколесной технике пришли автомобили. Когда стал подрастать сын, решил купить ему моторный велосипед. Стою на улице – он вокруг меня ездит. Час, другой… Я и подумал, а не сесть ли и мне на мотоцикл – сын будет за мной по округе ездить, а то все кругами да восьмерками.

Открыл газету, увидел объявление о продаже ИЖ-49 (то есть 1949 года выпуска), в хорошем состоянии – у меня такой был в детстве. Тут и ностальгия подключилась… Хозяин не обманул, мотоцикл оказался действительно на хорошем ходу.

Так начали кататься по окрестностям вместе. Шло время, мальчик подрос, «вырос» и моторный велосипед до двухскоростного мопеда, на который отец скоро поставил мотор от мотоцикла. Да и отец купил себе современный ИЖ-Планета-7.

Так и закрутилось. Игорь сначала хотел собрать весь модельный ряд ИЖей, а потом подумал: «Чего мелочиться?» – и решил объединить под одной крышей всю историю советского мотостроения с 1945 по 1990 год.

У вас может мелькнуть мысль, что на это нужно немало времени. Но один из прин-ципов коллекционера: «Время – это желтая бельгийская резина, которую можно растянуть на сколько хочешь».

Спустя восемь лет после покупки ИЖ-49 Игорь стал хозяином еще 52 моделей советских мотоциклов, 38 из которых снова выглядят, что называется, с иголочки. Однако до полного «ассортимента» коллекционеру не хватает 12 машин.

Их адрес – Советский Союз

Игорь Коровин – настоящий патриот, но среди рядов русских мотоциклов стоит несколько иностранцев. Дело в том, что это прототипы, с которых наши производители «срисовали» свои первые образцы.

Среди таких раритетов – статный немецкий тяжеловес BMW R-12 выпуска 1936 года. Эта модель отлично послужила во Второй мировой войне и Германии, и СССР: в 1939 году русские купили лицензию и начали выпускать для военных нужд аналог BMW. Но интересен конкретный мотоцикл не только этим – на переднее крыло прикручен номер. Это не бутафория, а настоящий номерной знак, но с другого BMW, который принадлежал 12-й воздушно-десантной дивизии и действительно был зарегистрирован в немецком вермахте. Игорь «выменял» этот номер (ржавый и искореженный) на старинный немецкий фонарик у коллекционера из Санкт-Петербурга. Не в лучшем состоянии был и сам мотоцикл.

По большому счету, русское мотостроение началось с другой немецкой марки – ДКВ. После победы над Германией русские вывезли целый завод по производству этих мотоциклов в Москву и Ковров.

Один из трофейных экземпляров в коллекции Игоря – «понюхавший» пороху ДКВ-125 (1939 года). Теперешний хозяин нашел его в отвратительном состоянии на чердаке одного из домов в Мокшане. Этот немецкий мобильный мотоцикл связи дал толчок производству легкого модельного ряда мотоциклов в СССР. В Коврове он стал прообразом «Восхода» и «Ковровца», а в столице изменил только эмблему и получил название «Москва». В 1952 году завод из Москвы переехал в Минск, и в серию пошли знаменитые «Минские».

От другой вывезенной серии ДКВ-150 родилась марка «ИЖ». Первая модель 1946 года – ИЖ-46 в черном цвете – открывает в коллекции Игоря самый распространенный ряд моделей. Среди них ИЖ-56 (1956 год) – очень удачная модель с превосходным мотором – любимец всех мотолюбителей того времени.

Рядом очень маленькая и редкая серия ИЖ-58 (1958 год) – это первобытный «ИЖ-Юпитер». Такие мотоциклы можно записать в «черную книгу» – в России их осталось не больше трех штук.

Недалеко от этой компании более молодой бело-синий ИЖ-Планета-3 – один из любимчиков коллекционера. А сейчас мастер работает над его братом – бело-зеленым «Юпитером». Именно в таких цветах выпускалась третья модель ИЖей.

Дальше всех от первого «сорок шестого» расположилась «современная» серия пятого поколения и спортивная модификация ИЖ-Планета-Спорт, которая выпускалась с 1973 по 1984 год.

В зале будущего музея стоит и «мотоцикл-реплика», как назвал его Игорь – «свободный полет мысли на тему ИЖ-49». Поездив на оригинальной модели, коллекционер решил убрать все недостатки – заработала конструкторская жилка. В результате в старых очертаниях появились современный мотор и электрооборудование.

В мастерской

А в мастерской находится еще одна конструкторская разработка Игоря – мотоцикл для рыбалки. Он собрал его для сына из того, что было под рукой, поэтому и колеса разной величины, и название не подобрать, зато очень удобно!

Старые, похожие на кусок ржавчины и сливающиеся по цвету с полом машины обретают новую жизнь, которую, как волшебник, вдыхает в них Игорь. Реставрация – это тяжелое и скрупулезное занятие, особенно если на «хирургическом столе» находится семидесятилетний мотоцикл. Только в баке BMW умелец «зашил» с помощью паяльника и олова 29 дыр!

Работает мастер один: полагается только на себя – слишком ответственное это дело. А поэтому на один экземпляр у реставратора уходит в среднем 2 месяца – это при шестичасовой работе в день.

– Иногда мотоцикл идет легко, а иногда не поддается, капризничает, – поясняет Игорь. – У них ведь тоже есть характер, душа! Чтобы познать прелесть этих мотоциклов, надо быть немножко поэтом. Какая судьба у каждого из них, кто знает? Люди были счастливы при покупке, ездили на свидания, путешествовали – все это передается через мотоцикл. Эта техника не для скорости и острых ощущений, а для наслаждения. Естественно, ее нельзя сравнить с современной японской продукцией. Kawasaki, Suzuki, Yamaha – это прекрасные современные мотоциклы. В них все на высшем уровне, но они  мертвые, просто машины, – считает реставратор.

Игорь Коровин старается сохранять оригинальные детали, даже самые мелкие. Поэтому, например, на баке одного из «Ковровцев», который коллекционер искал три года, не хватает пластмассовой эмблемки – ее нельзя заменить никакой другой. А если мотоцикл хочется покрасить в яркий цвет, приходится переламывать свое желание – не было почему-то в Советском Союзе броских красок.

Сейчас в мастерской у Игоря ждут своей очереди на реставрацию 20 «историй», среди которых есть и мотороллеры – тоже советское наследие, которое все знают больше как «табуретки», а не «Электрон», «Турист» и «Вятка». Но я насчитал только дюжину из заявленной двадцатки. Где же остальные?

– Они полностью разобраны и «разбросаны» по многочисленным стеллажам. У меня тут полный бардак (и это очень точно сказано! А еще в мастерской стоит особый запах – аромат истории. – Прим. автора), но я знаю, где что лежит, уже привык. Один раз случилось невероятное: я все-таки потерял здесь целый мотоцикл, а нашел его только через год! – смеется механик. – Зато стараюсь делать мотоциклы так, чтобы они не стояли истуканами на двух колесах, а были в рабочем состоянии. Перед выездом нужно только подготовить машину – залить масло, поставить аккумулятор, как после зимней консервации.

Будет музей

Однажды Игорь специально поехал с семьей за грибами на военном полноприводном МВ-650 с люлькой – хотел проверить проходимость. Оказалось, что это не мотоцикл, а трактор: застрять при всем желании не удалось!

А вот другой экземпляр, «Дурак», дважды подводил хозяина – глох на ровном месте, за что и получил… такой «псевдоним». Клички-имена есть у всех мотоциклов в коллекции Игоря – очень трудно называть их в обиходе по моделям, куда понятнее «Циклоп», «Крюгер».

Коллекционер (сам себя он называет историком) планирует открыть в следующем году музей на радость любителям мотоциклов.

Автор: Денис Бухлаев, фото автора / “Пензенская правда” 25 ноября 2008, N 94

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное