Дорогое бесплатное образование

Богатые родители откупают своих детей от летней практики

Лето, каникулы… Дети отдыхают, а их родители продолжают обсуждать школьные проблемы, готовясь к началу учебного года.

Ведь на последнем итоговом собрании ни слова не сказали, как их чада закончили учебный год, об их успеваемости и поведении, успехах и недостатках, а говорили только о том, какую сумму надо бы собрать в помощь школе.

То, что без финансовых вливаний родителей учебные заведения прожить не могут, давно не секрет. Понятно, что им хочется, чтобы ребенок занимался в уютном, чистом, теплом классе, чув­ствовал себя в безопасности. Поэтому мало кто отказывает школе в материальной поддержке, официально именуемой «спонсорской или благотворительной помощью».

По крайней мере, в Министерстве образования и науки Пензенской области меня уверили, что свои вклады родители вносят только на добровольной основе. Никаких поборов в прин­ципе быть не должно. Однако на деле получается не совсем так.

Вот, например, что рассказала бывшая учительница одной из пензенских школ.

В начале учебного года на планерке у директора педагоги обсуждают, какую приемлемую ежемесячную сумму собрать с родителей в фонд школы. Потом эта цифра выносится на обсуждение родительского комитета школы и в окончательном, утвержденном ими варианте доводится до родителей каждого класса. Так что, хочешь ты или нет, платить придется.

На мел и контурные карты

Сбор средств облекается в добропорядочную форму. Кто-то предлагает родителям анкету, в которой они собственноручно указывают сумму добровольных пожертвований, кто-то создает общественную организацию в поддержку развития школы. На имя ее председателя пишутся заявления вроде «прошу принять от меня безвозмездно…».

Если платить регулярно и в полном объеме, принцип добровольности будет соблюдаться, но стоит с оплатой опоздать или вовсе от нее отказаться, картина, как правило, меняется. На собраниях классный руководитель начинает давить на неплательщиков, ведь он и сам получает взбучку от директора (считается, что «он не умеет работать с родителями»). Вот, оказывается, где больше всего необходим педагогический талант!

Наверное, поэтому некоторые учителя не церемонятся, объявляя на каждом собрании: «вы должны сдать на нужды школы столько-то». «Провинившегося» могут выставить перед всеми, сказав с укором в голосе: «вы один у нас не сдали», как бы приглашая остальных выразить свое «фе». Или предлагают внести деньги за тех, кто не заплатил, таким образом давя на их совесть.

В большинстве же случаев педагоги предпочитают говорить намеками: если вы хотите остаться в этом классе, а не перейти, предположим, в более худший, то неплохо бы сброситься на мебель. И так далее: на доску, лампы, тряпки, швабры, мел… Или попросить, например, сделать ремонт класса перед выпуском под благородным предлогом оставить о себе добрую память. Куда идут взносы, большинство родителей не знает. В школе №23, например, берут деньги регулярно. При этом в школе нет водоснабжения, и дети вынуждены приносить воду с собой.

Не лучше обстоит дело и в детских садах. Вот характерный случай: воспитатели попросили родителей купить подушки. Когда те их просьбу выполнили, оказалось, что они разного цвета и формы, что не понравилось руководству садика. Пришлось бедолагам раскошеливаться еще раз. Все прось­бы при этом сопровождаются сакраментальным «только никому не говорите».

Свобода по сходной цене

Летом ученики старших классов должны отработать несколько дней на школьных участках. Хотя общих нормативных положений на сей счет нет, такая летняя практика учащихся законна. При условии, если она прописана в школьном уставе, входит в учебный план, который подписан директором, утвержден на педсовете и согласован с учредителями. Устанавливаются и сроки отработки. Оказывается, и в этом случае учителя могут проявить «инициативу»: предложить откупиться от отработки деньгами.

В конце учебного года в лицее №29 одна из классных руководителей предложила родителям вместо недели отработки сдать по 300 рублей. Те были в явном недоумении. Получается, что люди, не стесненные в средствах, могут купить для своего ребенка привилегии. Дети же тех, кто считает каждую копейку, должны работать за себя и за того парня. В Англии, к примеру, даже наследники престола не имеют подобных послаблений.

В министерстве образования и науки Пензенской области этот случай вызвал неподдельное возмущение. Начальник отдела общего образования Ирина Барыкина тут же набрала номер телефонадиректора лицея Константина Уланова. Тот от этого факта открестился, но все же пообещал, что разберется.

– В сельской местности такого беспредела не бывает, – сказала Ирина Викторовна. – Там все ученики трудятся на пришкольных участках, а собранный урожай идет в столовую или выменивается на необходимое школе оборудование.

Двойные стандарты

В наших вузах подобное явление тоже встречается. В одном из них родителям предложили сдать порядка тысячи с лишним рублей за освобождение от отработки. Большинство заплатили, а дети тех, для кого такая сумма далеко не пустяк, отработали. Что они при этом чувствовали, догадаться несложно.

Самое печальное, что все об этом знают, но никто не говорит вслух. Родители школьников о поборах молчат, боясь, что это отразится на их ребенке. Хотя, казалось бы, закон о всеобщем среднем образовании мог сделать их смелее, чем, скажем, родителей студентов. Так что подателей письменного заявления в министерство или городское управление образования, для того чтобы разобраться в ситуации (в том числе с привлечением компетентных органов) и призвать педагогов к ответственности, не находится. А устные рассуждения, к сожалению, документом не являются.

…Конечно, педагоги ходят с протянутой рукой не от хорошей жизни. Таковы нынешние условия финансирования. Нет больше  шефства крупных предприятий над школами. Но не надо забывать, что учителя – прежде всего воспитатели. Своими действиями они закладывают в пытливые умы юношества двойные стандарты, порождая потребительскую психологию, приучая к мысли, что откупиться можно от всего на свете. А что это, если не питательная среда для самой губительной в России заразы – коррупции?

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке