Житель Бессоновского района превратил свой дом в музей

Житель Бессоновского района превратил свой дом в музей

Игорь Коротков хочет сохранить реликвии, связанные с культурой и историей шокши

Одним из народов, проживающих на территории нашего края, является мордва. Многие пензяки знают, что есть эрзя и мокша — две этнические группы этого народа. И почти никто — что существует еще и шокша (значение этого слова происходит от финно-угорского «шокшо» — теплый, незамерзающий).

В Мордовии, по официальным данным, насчитывается 10 тысяч шокша, а на территории нашей области проживают всего около 300 человек. Один из них — Игорь Коротков, предприниматель из Грабова.

— Я родился на Урале, но маленьким родители привезли меня на свою родину — в Мордовию, в село Кажлодка Торбеевского района, — рассказывает он. — Меня давно уже интересовал вопрос: почему о нас так мало знают в России? Даже в официальных источниках с информацией не густо. А ведь мы коренные жители страны. Относимся к мордве. Предки одевались как мокша, а говорили на языке эрзя. В истории этнической группы шокша много загадок. Захотелось их разгадать. Так и появилась идея создать музей.

Окончательное же решение Игорь Юрьевич принял после того, как снова побывал в Кажлодке. Оказалось, там закрыли школу и вместе с ней этнографический музей, где были собраны реликвии, относящиеся к культуре и истории шокши.

— Эти предметы принадлежали когда-то нашим предкам. Я не мог смириться с тем, что все пропадет, — признается Коротков.

Он принял простое решение — перевезти все предметы в Грабово, в свой большой дом.

Все экспонаты в настоящее время хранятся в одной из комнат. Ступа, утюги, ухваты, сундуки, прялка, старый патефон и много других раритетов.

— Все вещи подлинные. Ступу, к примеру, я нашел во дворе старого дома в Кажлодке, — поясняет Игорь. — Друзья и односельчане принесли мне вещи, оставшиеся от родителей.

Есть в коллекции Короткова и предметы одежды. Правда, таких ярких нарядов, какие я видела у артисток фольклорного ансамбля «Яксарочка» в селе Старая Яксарка Шемышейского района, где проживают мокша, нет. Но и длинная нижняя рубашка панар, и жилетка, которые передали предпринимателю друзья, говорят об их принадлежности к мордве. Однако если у мокши в вышивке преобладает красный цвет, то у шокши узор бело-синий. Отличается деталями и рисунком и сюльгам — шейное женское украшение.

Мужчины — представители шокши чаще всего занимались сапожным делом, поэтому в коллекции Игоря нет недостатка в сапогах. Причем сохранились они в хорошем состоянии. Так же, как и старинные зипуны — мужская верхняя одежда, напоминающая короткую куртку.

У Короткова есть намерения воплотить в жизнь проект «Долина шокши» — оборудовать на берегу Суры (в его собственности находится 17 гектаров земли) фестивальную площадку, построить там шокшанскую избу с печью и предметами быта. В прошлом году с единомышленниками он уже провел там небольшой празд-
ник. Так что начало положено.

Игорь Юрьевич полон энтузиазма. Он надеется, что ему будут помогать его соплеменники — шокша, которые не хотят, чтобы были забыты история и традиции их этноса.

— Мы хотим сохранить свою самобытность, — говорит предприниматель. — Я помню, какие в детстве в селе проходили праздники, в какие игры мы играли, в каких состязаниях участвовали взрослые. Я начал собирать материал, хочу написать книгу. Вместе с Владимиром Кирюткиным мы сочинили сказку «Удивительные странствия доктора Шокши», в которой знакомим наших детей с историческими корнями.

Без поддержки осилить такую задачу нелегко. Поэтому Коротков обращается ко всем представителям шокши с просьбой поделиться сведениями о быте, обрядах, традициях, песнях, танцах и играх этой этнической группы.

 

Читайте также:

Пчеловод посадил в Нижнеломовском районе яблоневый сад

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное