Павел Шишкин: «Наша задача — рассказывать людям о них самих»

Павел Шишкин: «Наша задача — рассказывать людям о них самих»

Главный редактор «Пензенской правды» дал большое интервью, посвященное 100-летию издания

Газетчики — люди не публичные. Они чаще всего за кадром, и это правильно. Но юбилейный номер —— случай все-таки особый. Поэтому темой сегодняшнего разговора мы выбрали «Пензенскую правду», пригласив в собеседники главного редактора газеты Павла Шишкина.

С точки зрения читателя

— Мы на протяжении юбилейного года вспоминаем, какой была газета в разные периоды, что с ней происходило, какие трудности приходилось преодолевать. Но мне кажется, есть смысл поговорить и о газете сегодняшней. Для начала хотелось бы услышать: «Пензенская правда», являясь изданием государственным, все-таки газета для власти или для читателя?
— Я знаю немало людей, которые действительно искренне считают, что для государственного СМИ главная задача — чтобы была довольна власть. Тезис, на мой взгляд, очень и очень спорный. Во-первых, потому, что задача государства — это служение людям, а не создание комфортных условий для  власти. Во-вторых, потому, что никакой власти не нужна газета, которую не читают.
Именно поэтому мы стараемся смотреть на все глазами читателя. Не власти, не журналиста, а именно читателя. Постулат простой: давайте сделаем так, чтобы нас читали, чтобы мы были интересны, и тогда появится все остальное.

Именно этим была вызвана произошедшая несколько лет назад смена дизайна. Газету, как и человека, встречают все-таки по одежке. Мы свою новую одежку постарались сделать простой, привлекательной, воздушной.

Много воздуха и крупный шрифт отнюдь не свидетельство легкой жизни, позволяющей бездумно транжирить газетную площадь. Так удобнее для восприятия современного читателя. К тому же немалая часть нашей аудитории — люди в возрасте.

Не надо думать, что если у читателя плохое зрение — это его проблема. Когда он перестает читать газету, потому что с трудом разбирает мелкий шрифт, эта проблема тут же становится нашей.

Мы постарались расстаться со стереотипом, что газета — это некая трибуна, с которой журналист о чем-то вещает аудитории. Газета — это диалог. Читатель идет туда, где его слушают и дают говорить. Мы постарались придать этому диалогу свою газетную логику, cложившуюся в такую вот цепочку.

Регион-центр, где мы сами проводим ежедневный прием и куда обратиться с проблемой можно лично, по телефону (специально выделен номер), письмом, с помощью sms – в общем, как кому удобно. Рассматриваем даже анонимные жалобы. Все обращения фиксируются, и потом мы пытаемся человеку помочь.

Общественная приемная. Раз в неделю кто-то из чиновников — от вице-губернатора до министров и начальников департаментов — на протяжении двух часов ведет у нас в редакции прием граждан. То есть мы организовываем для читателя собеседника, способного не просто дать совет, но и оказать практическую помощь.

В какой-то момент стало очень заметно, что многие письма и звонки в редакцию — это даже не просьба о решении проблемы, а желание выговориться, поделиться своими мыслями. Что греха таить, несмотря на все средства коммуникации, социальные сети, люди сегодня более одиноки, чем раньше.

Для таких звонков и писем появилась полоса «Выскажись». Ну и, наконец, рубрика «О чем говорит улица». Мне кажется неправильным, когда по каким-то злободневным событиям высказываются исключительно специалисты. Мы с помощью этой рубрики даем такую же возможность и читателям. Кстати, это неплохой индикатор настроений общества.

Живи здесь и сейчас

— Вам не кажется, что обилие конкурсов, масса материалов «пользушного», как говорят в журналистской среде, характера несколько снижают планку серьезного издания?
— Носить галстук, сыпать словами, значения которых и сам не до конца понимаешь, и делать при этом умное лицо – это еще не показатель серьезности человека. С газетой то же самое.
Надо понимать, что люди хотят получить от нее помимо информации о том, что происходит, еще и некую дополнительную пользу. Поэтому мы постоянно даем самые разные материалы прикладного характера. Есть «Тропа к здоровью» с народными рецептами от всех болезней и советами медиков, есть «Качество жизни», где освещаются коммунальные и потребительские проблемы – все то, что порой с легким презрением называют «бытовуха».

И это абсолютно не низкие темы, как считают некоторые (особенно журналисты с большим стажем, которые по-прежнему жаждут владеть умами, звать на подвиги и жечь все и вся глаголом).
Человек по натуре своей чаще всего обыватель, и окружающий быт ему гораздо важнее и интереснее призывов и лозунгов. Наше дело — научиться интересно писать про это.

Сколько денег мы ежемесячно относим на помойку, потому что не умеем правильно покупать, как приобрести вещи в Интернете и не быть обманутым, как экономить на коммуналке и зарабатывать на своих многоквартирных домах. Читателю все это интересно!

Но это не значит, что мы не должны пытаться приподнимать читателя над бытом и помогать задуматься над тем, что и почему происходит со всеми нами. Здесь важен разумный баланс между пищей телесной и духовной.

Конкурсы, по сути, та же история. Проводим их постоянно, порой сразу несколько одновременно. При этом стараемся, чтобы они заставляли людей встать с дивана и что-то начать делать: помочь одиноким старикам расчистить дорожки к дому после снегопадов, просто сотворить что-то своими руками и рассказать об этом в газете, посадить деревья, заняться своей родо­словной и так далее.
Мне кажется, сейчас это очень важно. Ведь огромное количест­во людей рядом с нами буквально на глазах потеряли связь со своей реальностью. Они в Интернете, они в телевизоре, они сражаются за Донбасс в соцсетях, вводят свои личные санкции против США и жалеют детей Европы, захваченной, по их мнению, армией геев.

Мы же стараемся делать газету такой, чтобы людям напоминать о том, что есть реальная жизнь — сложная и очень простая одновременно. Стараемся вернуть этих людей в родные дома, поселки и города к реальным проблемам, которые никто, кроме нас, не решит.

Не надо помогать европейцам, лучше — соседской бабушке. Не надо обустраивать Украину — они и без нас разберутся, лучше у собст­венного дома забор покрасьте.

Словом, будьте обычными людьми, и именно для таких людей мы и делаем газету.

Кого спасать?

— Мы много говорим о том, что газета должна сделать для читателя. Но «газета — читатель» — обоюдные отношения. Газета, наверное, тоже чего-то ждет от читателя?
— Взаимоотношения «мы и читатель» гораздо важнее и гораздо сложнее, чем пресловутые «мы и власть». Власть, она приходит и уходит, а читатель, который, кстати, власть и выбирает… Читатель тоже постепенно уходит, и этот уход – самое страшное из того, что происходит сегодня с нами.

В данном случае я не имею в виду исключительно газетного читателя. Уходит и книжный читатель, и в Интернет люди в большинстве своем идут отнюдь не за тем, чтобы насладиться чтением.
Я знаю, что многие не разделяют мою точку зрения, но не устаю повторять: нам сегодня нужна не программа по спасению журналистики, а программа по спасению читателя.

Люди отучаются читать, думать, анализировать. У них есть масса вариантов, как легко и беззаботно провести время у экрана телевизора или в Интернете. Более или менее серьезное чтение воспринимается уже как труд, причем совершенно ненужный. И кто же согласится за это еще и деньги платить?

От качественной журналистики многих наших сограждан отпугивает не столько цена изданий, сколько то самое качество, за которое мы ратуем на различных журналистских форумах и которым гордимся. У нас появился огромный пласт людей, воспитанных не на чтении, а на «Поле чудес», тех, чье духовное здоровье формировали программа Елены Малышевой, шоу Андрея Малахова и «Одноклассники». И для таких людей жизнь эстрадной звезды, конечно, интереснее, чем жизнь своего соседа, про которого они будут читать лишь при условии, что это жизнь, подсмотренная через замочную скважину: что сосед ест, с кем спит, как пьет. А вот о чем сосед думает, что на душе у него, какая помощь нужна – это из сферы интересов многих наших сограждан уже выпадает.

Разные точки зрения в одном и том же издании, дабы читатель сам решил, кто прав и что ему ближе, эту категорию людей тоже не привлекают, а скорее вызывают раздражение: мол, определитесь, наконец, с кем вы, господа журналисты! Не надо нам вопросов, дайте сразу ответы, причем те, которые нас устраивают. И таких людей сегодня все больше.

Поэтому умного читателя надо особенно беречь, холить и лелеять. Именно для этого сохраняем рубрики «Серьезный разговор», «Культурный код», «Портрет явления», где пытаемся разбираться в том, что на самом деле происходит вокруг, почему и к чему в итоге ведет.

Давайте негромко

— Среди множества разных принципов и приоритетов, которые есть у каждого издания, какой для вас наиболее важен в сегодняшней «Пензенской правде»?
— Пожалуй, одно негласное наше правило: о каком бы грустном и тяжелом событии ни шла речь в материале, в конце должен быть хоть какой-то свет. Когда читатель закрывает газету, у него должно появляться желание жить, а не на стенку или в петлю лезть от безнадеги. И здесь очень важно не только, чтó мы говорим, но и как мы это делаем.

У любой газеты, как и у человека, есть своя интонация. Какое-то время назад, совершенно случайно, увидел по телевизору программу, посвященную французскому певцу Джо Дассену. И там разные люди рассуждали о феномене его популярности в СССР. Говорили очень много, но меня заставила задуматься фраза: «Его любили за то, что он пел негромко. Тогда на нашей эстраде все старались петь громко, а он — наоборот».

Вот мне кажется, сейчас снова наступило время, когда человек хочет, чтобы негромко. Телевизор, социальные сети – это же все буквально оглушает. Лозунги, призывы, оскорбления – патетика запредельная. Причем весь этот грохот создают процентов десять, если не меньше, а остальные хотят тишины.

Мягкий свет, плед, пушистого кота на колени, сладкого чая на ночь, и чтобы кто-то спокойно с тобой поговорил и сказал, что все не так уж плохо, что не надо переживать, что скоро снова будет утро, что в мире по-прежнему есть много совершенно удивительных вещей и что вокруг живут такие же люди, которым бывает так же страшно или неуютно. Нас таких много, и поэтому все обязательно будет хорошо.

Людям этого очень не хватает. Вот такого разговора, наверное, от нас сейчас больше всего ждут. А еще ждут историй, которые можно пересказать, обсудить с друзьями. Историй, где самые обычные люди, даже столкнувшись со сложными обстоятельствами, остаются людьми и выходят победителями. Даже самый добротный номер, если в нем нет такой истории, удачным я не назову.

Кстати, лучшие истории, как правило, — результат командировок. Иногда читаешь текст, привезенный журналистом из дальней деревни, и ловишь себя на мысли, что поменяй стиль и вставь этот рассказ в собрание сочинений Горького или Лескова — никто подмены и не заметит. Пять-десять километров от дороги — и вот уже страна, которой мы почти не знаем.

И мы стараемся рассказывать читателям об этой стране, которую они почти совсем не знают, рассказывать о них самих. Рассказывать по-разному, но обязательно с любовью.

Любить людей со всеми их недостатками, слабостями, нелепостями — это, по-моему, главное, что нужно уметь в нашей профессии. Именно в этом умении я вижу надежду на наше будущее. Не случайно же говорят, что любящие, так же как и любимые, никогда не умирают. Вспомните замечательный фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники». Я желаю нам всем выжить и выйти из этих смутных времен с наименьшими потерями.

 

Читайте также:

И. Белозерцев поздравил коллектив и читателей «Пензенской правды» со 100-летием издания

«Пензенская правда» прошла испытание временем — В. Кувайцев

Александр Самокутяев поблагодарил журналистов «Пензенской правды»

«Пензенская правда» заслуженно входит в число лучших региональных газет страны — В. Богданов

В. Лидин: «Пензенская правда» — визитная карточка нашей губернии»

Автор: Ольга ВАСИЛЬЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное