Пензенский психолог — о том, как понять, что ребенок подвергается буллингу

Пензенский психолог — о том, как понять, что ребенок подвергается буллингу

Избиение 13-летней школьницы вновь подняло вопрос о том, как мы, взрослые, воспитываем детей

Всю минувшую неделю область обсуждала избиение девочки, совершенное сверстницами, снятое на телефон и выложенное в социальные сети.

Школы, в которых учатся участницы конфликта держат оборону, категорически отказываясь давать комментарии журналистам.

А что думают о ЧП психологи? Мы обратились к Ларисе Разуваевой, специалисту по семейным взаимоотношениям.

— Лариса Николаевна, у вас есть объяснение случившемуся?
— Лучше бы дождаться результатов расследования.

— А когда они будут готовы, широкую общественность ознакомят с выводами психологов?
— Скорее всего, нет.  

— А как же быть? Людей очень взволновала эта история!  
— А вы заметили, что практически одновременно произошли две скандальные истории?  Одна, о которой мы говорим. И вторая, где мама била семилетнего ребенка, он убежал на улицу и пожаловался проходившей мимо женщине, что ему страшно идти домой. Почему к ней гораздо меньше внимания? Потому что маму, на самом деле, не очень-то накажешь. Да и мама — это «мы». А школа, педагоги — «они», школу наказать можно, поэтому так много разговоров.

В обоих случаях первопричина одна — родительская агрессия. Поскольку слабый ребенок не может ответить, он выплескивает ее на сверстников. Самоутвердиться за счет родителей нельзя, но можно за счет других детей.

Как бы нам ни рассказывали СМИ о традиционных семейных ценностях, на самом деле у нас почти не было ценности детства. Древнерусское «отрок» (буквально «не имеющий права говорить») означало: слуга, раб, работник, княжеский воин. И сейчас детей бьют гораздо чаще, чем общество готово себе в этом признаться.  

Недавно Валентина Матвиенко приводила данные о росте насилия по отношению к детям, в том числе семейного. Если в 2009 году в России были убиты 1,6 тысячи несовершеннолетних, то в 2014 году этот показатель составил уже 2,5 тысячи человек. Это значит, что в нашей стране в среднем каждый день от насильственной смерти гибнут 8 детей и подростков!

Психология той девочки, которая была зачинщицей, называется буллинг (травля, жестокое обращение). Та, которую били, играла роль жертвы, и еще трое, которые там присутствовали, — это так называемые зрители.

— Они отдавали себе отчет, что происходит?  
— Безусловно. Но тут перевешивает желание не отстать от группы, чтобы не прослыть слабаком. В тот момент, когда я вытираю о жертву ноги, я понимаю, что могла оказаться на ее месте (ужас, ужас!), но не оказалась.

В этом возрасте человек редко бывает самодостаточным, срабатывает стадное чувство, поэтому роль взрослых в отделении добра от зла велика. Вот тут и необходима гражданская позиция учителей.  

Но школе некогда — надо готовиться к ЕГЭ, к ГИА. Воспитательная составляющая только декларируется, но на деле не до детской души – все нацелены на успех, на оценки, победы в олимпиадах, количество поступивших в вузы. Про то, что человек должен оставаться человеком, думать некогда.

— Значит, школа все-таки виновата?
— Так же, как и средства массовой информации. Посмотрите, что показывают по телевизору? Известный политик может оскорбить беременную женщину. Когда в Европе происходят теракты, он говорит, что так им и надо, и это почти не осуждается публично. Дети все это считывают, перенимают общественную агрессию.

Или послушайте (а лучше не слушайте) Ираду Зейналову (телеведущая программы «Время». — Авт.). Мы сейчас не вдаемся в смысл того, что она говорит, рассуждаем о манере преподнесения материала. Тон — напористо-агрессивный, все — на грани истерики. Ребенок бегает вокруг телевизора, впитывает. Прибавьте к этому то, что в стране кризис, цены растут, родители взвинчены и нередко срывают зло на детях.  

— Как понять, что ребенок, возможно, подвергается буллингу?
— Он не хочет ходить в школу. На вопрос «Что там  произошло хорошего?» не отвечает,  молчит, как и на вопрос о плохом. Ребенок никого не приглашает к себе на день рождения и сам никуда не ходит. В соцсетях у него нет групповых фотографий.

Да в принципе, нужно просто расспросить о школе… Если родители этого не делают, то что они вообще за родители?

Психологи проводили в Пензе такой эксперимент. Они по­просили второклассников нарисовать свой день рождения. Больше 80 процентов изобразили застолье. Наши дети не видят иначе свой день рожденья. Цилиндрические предметы на столе не всегда пепси-кола.

Кто делает наших детей такими? Родители! Варварство, безмозглость, агрессия в ролике избиения девочки — это наш, взрослых, портрет. Увы!

 

Читайте также:

В Пензе после избиения подростков хотят развивать школьные службы примирения
 

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER