В Городищенском районе люди всем миром собрали средства на бюст Николая Горюнова

В Городищенском районе люди всем миром собрали средства на бюст Николая Горюнова

Памятник Герою Советского Союза — заслуга Татьяны Асташкиной, учителя географии и заведующей школьным музеем

В поселке Чаадаевка Городищенского района люди всем миром собрали средства на бронзовый бюст Героя Советского Союза Николая Горюнова.

Этого памятника не было бы, если бы не Татьяна Асташкина — учитель географии и заведующая школьным музеем.

…Асташкина немного нараспев рассказывает биографию Горюнова, уроженца поселка.

В 1944 году он, командир батареи минометного полка, участвовал в форсировании Дуная. Это была кровавая мясорубка, в которой наших солдат полегло без счету.

— И в самый трагический момент, когда среди его товарищей почти никого не осталось в живых, а немцы все наседали, — голос учительницы набирает торжественную высоту, — Николай Горюнов вызвал на себя огонь советской артиллерии…

— Жалко, — вздыхаю, — 21 год, совсем молодым погиб…

— Нет, он умер в 1986-м. (Я даже подпрыгнула от неожиданности.) После войны Горюнов жил в Чаадаевке, полюбил другую женщину, но официально с первой женой не развелся. Работал электриком. Добрый такой, очень скромный, хороший человек.

Подвиг есть — денег нет

При советской власти Горюнова приглашали на все патриотические праздники. Еще при жизни на старом деревянном здании школы установили мемориальную доску, мол, здесь учился Герой Советского Союза.

Но когда скромный электрик умер, подвиг его словно поблек. Во-первых, памятник на могиле — он самый обыкновенный, можно сказать, дешевый. По закону герои имеют право на более пафосное надгробие за счет государства, но хлопотать об этом должны вдова или дети. Из-за сложности семейного положения хлопотать оказалось некому. Родная дочь живет за Уралом, болеет, а детей от второго брака не было.

Кроме того, в лихие 90-е неустановленные хулиганы разбили мемориальную доску.

Татьяне Асташкиной, дочери фронтовика, несправедливость не давала покоя. Менялись главы поселковой администрации, но кого бы ни назначали, к нему на второй или третий день, как совесть, являлась Татьяна Асташкина. И ставила вопрос о том, чтобы у единственного в Чаадаевке обладателя высшей степени государственного отличия появился достойный памятник, куда было бы не стыдно привести учеников, возложить цветы и произнести в пронзительной тишине священные слова «никто не забыт, ничто не забыто».

Главы не меньше Асташкиной хотели решить вопрос, но из-за катастрофической нехватки денег в бюджете ситуация не менялась.

А тут 70-летие Победы. Вся страна объединилась в желании достойно отметить грядущую дату. Учительница Асташкина решила обратиться к простым людям. Попросить их собрать средства на памятник для Героя. В конце концов, что бюджет, что пожертвования – деньги-то одни, народные.

И дети, и взрослые

Татьяна Александровна показывает подписные листы. Говорит, что они будут вечно храниться в школьном музее. На листах — имена, суммы и росписи. Ученики разделили весь поселок на квадраты и методично обходили доставшуюся кому какую территорию. Ни один дом не пропустили.

Суммы разные. Максимальная —тысяча рублей. Столько сдали всего двое жителей поселка. Гораздо чаще фигурирует другая крайность – минимальное пожертвование величиною в 10 рублей. Много взносов по 20 и 30. «У людей пенсии маленькие, —объясняет Асташкина, —пожертвовали, сколько могли».

Таким порядком собрали около 70 тысяч.

Замечено, что тем, кто делает, помогают охотнее, нежели тем, кто ждет, что ему помогут. Образовалась инициативная группа. Подключились местные власти. Огромное значение имело то, что глава района Геннадий Березин обратился к руководителям организаций и фирм с просьбой оказать содействие.

Члены инициативной группы приходили на предприятие, выступали перед коллективом, потом, фигурально выражаясь, пускали шапку по кругу. Ответных речей не звучало. Люди реагировали делом — все как один сдавали деньги, обычно по 100 рублей.

Педагогу с 40-летним стажем ходить с протянутой рукой, пусть даже просишь на святое, не очень-то просто с моральной точки зрения, и Асташкина благодарна тем, кто помогал, например депутатам. Пожертвования прислали по линии губернатора, областного Законодательного собрания, главы районной администрации.

Так и набрали 400 тысяч.

Я поведу тебя в музей

9 мая в местном сквере торжественно открыли бронзовый бюст.

Племянник Николая Горюнова Валерий Парамонов (он, к слову, передал 15 тысяч) привез на открытие всю родню — и старых, и малых. Пришедшие на митинг чаадаевцы совершенно справедливо гордились собою — сделали такое грандиозное дело. Для местной публики негромкий поселковый праздник был не менее значимым, чем для всей России парад на Красной площади.

А накануне Дня Победы в школе посадили яблони и груши. На каждый саженец укрепили табличку с именем того или иного участника войны. Когда яблони вырастут, потомки смогут сюда прийти и обнять дерево деда…

Татьяна Александровна показала нам школьный музей.

С какой любовью она рассказывала о своих сокровищах, которые удалось уместить в большом кабинете на первом этаже! (Еще куча экспонатов ждет своего часа в «запасниках» школы и в доме учительницы.)

Вот этот с виду камешек на самом деле зуб мамонта, найденный в песочном карьере. А вот гармошка, принадлежавшая жителю Чаадаевки, в 16 лет угодившему в концлагерь Бухенвальд. Старинные прялки, пионерская форма, патефоны, книги с ятями, немецкий «вальтер» — чего здесь только нет!

Самое большое место в музее — целую стену — занимают фотографии участников войны. Вскидываешь взгляд на стену и столбенеешь. Людей снимали на излете жизни. Это не солдаты, а старцы. Черно-белый иконостас из фотографий.

К нему в День Победы приходят иссохшие вдовы, поседевшие дети и плачут. Это чаадаевский Бессмертный полк…

Татьяна Асташкина говорит, что, хотя в целом инициативу с установкой бюста люди восприняли очень благожелательно, были и другие разговоры, мол, какое она имеет моральное право посылать детей просить деньги.

— А я отвечала, что если ребенок на это пошел, значит, он пропустил через свое сердце то, что делает. И он уже никогда не разобьет мемориальную доску. А через много лет он приведет к нашему памятнику своих внуков и расскажет им и про подвиг Горюнова, и эту историю. По-моему, это тоже патриотизм…

Татьяна Александровна осталась должна строителям 40 тысяч рублей.

Может, вы захотите помочь 62-летней учительнице выплатить долг? На всякий случай сообщаем номер счета карты, куда можно перечислить денежные средства: для юридических лиц – 40817810948000449784; для физических лиц – 4276848013947164.

 

Читайте также:

В Шемышейском районе семья Дятняевых получила 558 тыс. рублей на дострой дома

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER