Худрук драмтеатра Сергей Казаков прокомментировал скандал с «Тангейзером»

Худрук драмтеатра Сергей Казаков прокомментировал скандал с «Тангейзером»

Пензенские актеры поддержали новосибирских коллег

Ажиотаж, вызванный постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета и связанными с этим судебными делами, увольнением директора и назначением другого, не утихает до сих пор. Как известно, актеры пензенского драмтеатра поддержали своих коллег. Об этом еще 13 марта в интервью журналу «Сноб» рассказал постановщик «Тангейзера» Тимофей Кулябин.

— Больше всего удивило и тронуло письмо актеров пензенского театра. Это поддержка от людей, чьи имена не растиражированы центральной прессой, их не принято называть «весомыми», «влиятельными». И именно поэтому в их обращении есть какая-то особая подлинность, профессиональная честность, — сказал он.

5 апреля на митинг в защиту свободы творчества к новосибирскому театру вышли тысячи людей. В связи с последними событиями своим взглядом на ситуацию поделился худрук пензенского драмтеатра Сергей Казаков. По мнению Заслуженного артиста России, для того чтобы говорить о спектакле, его нужно посмотреть.

Захотели пропиариться

— Все, что мы видим, — это вырванный из контекста кусочек, вокруг которого идет скандал. Я абсолютно уверен, что ни священнослужители, которые подали в суд, ни высшие чиновники, ни те люди, которые выходили на площадь, спектакль не видели. И это, конечно, удручает, — приводит слова худрука официальный сайт театра. — Я спектакль не видел и по этому поводу даже рассуждать не могу. Но вот по поводу того, что вокруг него закрутилось, возникает много вопросов. Вначале священники подали в суд на спектакль — вместо того, чтобы прийти, посмотреть, встретиться с режиссером и директором и сказать: «Нам кажется то-то и то-то здесь неуместным». Потом возбудилось министерство культуры — сняло одного директора, назначило директора со «шлейфом». Дальше стали возбуждаться так называемые ученые умы, которые два года молчали, а потом стали клеймить позором Вахтанговский театр, «Ленком» и прочих — под раздачу попали все. Следом возбуждается уже другая категория людей, которые, наоборот, встают на защиту и выходят на улицу.

По словам Сергея Казакова, в законах четко прописано, что именно у нас запрещено: экстремизм, насилие, призывы к свержению госстроя, пропаганда наркотиков, порно, оскорбление чувств верующих...

— Если есть нарушения, то человек должен за это отвечать. Если нет — а их, как оказалось, нет — то я вообще не понимаю предмета спора. Мне кажется, что за всем этим стоят отсутствие мудрости, желание пропиариться, испуг и, наконец, незнание того, что делать, — говорит он. — А самое главное — за этим нет любви. Во имя чего весь шум? Явно не из-за оскорбления чувств верующих, не из-за любви к Богу, не из-за любви к театру, к зрителям, а просто из-за жажды пиара. Когда резюме всего происходящего — требование введения цензуры, то тут даже вполне лояльные люди удивлены и возмущены...

В пензенском драмтеатре — никакой цензуры

Что же делать, чтобы такого не случалось в пензенском драмтеатре?

— Никакой цензуры быть не может. Но возможны два варианта. Во-первых, госзаказ. К примеру, человек приходит к нам в театр и говорит: «Здравствуйте, хочу, чтобы вы поставили спектакль о возникновении завода почтовый ящик №5 в 1959 году. Вот материалы. Сколько вам нужно денег на драматурга, на режиссера, на постановочные расходы?». Я могу ответить: «Я весь такой из себя творческий, мне это неинтересно». Тогда человек говорит: «Хорошо, я пойду в соседний театр». Но я могу согласиться на постановку, мы нанимаем драматурга, режиссера, ставим спектакль, приходит заказчик, смотрит — его все устраивает, а если что-то не устраивает, он делает свои замечания, их учитывают, и в итоге все довольны, — продолжает Сергей Казаков.

Другой вариант, самый распространенный — когда театр ставит спектакль по собственному творческому плану.

— Но и тут, ни о какой цензуре речи быть не может. Зато в нашем театре есть, на мой взгляд, очень хороший, уникальный опыт — мы уже пятый год проводим обсуждения спектаклей со зрителями. Потому что мы работаем не для чиновников, не для министерств, не для режиссеров, не для самих себя — мы работаем для зрителей. Когда мы без всякой предварительной подготовки выносим спектакль на зрителя и потом обсуждаем, что понравилось, что не понравилось — это, наверное, немаловажный критерий в оценке нашей работы, — рассказывает Казаков. — Конечно, объективности тут быть не может, у всех разные вкусы — но, по крайней мере, есть обратная связь, мы общаемся с теми, для кого работаем. Это я, думаю, наиболее правильный путь. Пожалуйста, обсуждайте спектакли со зрителями!

 

Читайте также:

В Пензе выступят актеры пермского театра «У Моста»

Автор: Артем КРАСНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER