Что будет, когда ЖКХ передадут в частные руки?

Что будет, когда ЖКХ передадут в частные руки?

Кузнецкий предприниматель Александр Логинов захотел навести порядок в этой сфере. Но уперся лбом в бетонную стену.

Мы уже поднимали тему передачи коммунальных сетей на откуп предпринимателям. Что греха таить, ну не получается что-то у МУПов разумно управлять сложным хозяйством. Деньги с населения дерут немалые. Каждый год – новый виток тарифов, и мы едва сводим концы с концами.
Сфера ЖКХ сейчас – непрозрачная, и путь наших денег отследить проблематично. Они словно в канализацию утекают. А мы опять пьем чай под дырявыми крышами и моемся в тазиках. Может, и вправду уже пора отдать коммуникации в руки грамотного, честного бизнесмена и спрашивать результат с конкретного дяди, а не с разболтанной системы? Однако пока частный бизнес приходит в ЖКХ с большим скрипом. Например, кузнецкий предприниматель Александр Логинов захотел навести порядок в этой сфере. Но уперся лбом в бетонную стену.

На спасение коммуналки
Кузнецкая строительная компания ООО «Союз», которую возглавляет Логинов, уже 15 лет получает прибыль, занимаясь строительством и транспортными услугами. Но в 2007 году Александр решил попробовать себя в новом деле – в предоставлении коммунальных услуг. Он узнал, что в Ясной Поляне остались неприкаянными четыре пятиэтажки.
Когда-то эти здания находились на балансе кормильца поселка – силикатного завода. Но в 90-е годы предприятие сменило хозяина. А тот не захотел взваливать на себя коммунальную ношу – начались перебои с водой, теплом, постепенно ветшали коммуникации. Поэтому приход частной управляющей компании на ура восприняли и простые жители, и местные власти. 
Каждый предприниматель отдает себе отчет: прежде чем начать получать с чего-то доходы, нужно хорошенько потратиться. С этого и начал Логинов. Вложения в коммуналку потребовались солидные. Пришлось построить новую котельную, насосную станцию,  отремонтировать водонапорную башню. В результате главные коммунальные блага – вода и тепло – перестали зависеть от милости силикатного завода. На реорганизацию вверенного ему коммунального хозяйства у бизнесмена ушло около 10 миллионов рублей. Он планировал прийти в данную сферу надолго и честно заработать свои будущие прибыли.

Себе в убыток
Однако жители Ясной Поляны, вначале горячо выступавшие за реформу ЖКХ на их территории, когда коснулось реальных платежей, «сдали назад». Они, конечно, рады, что вода подается без перебоев, но внести лишний рубль, чтобы обновить участок трубы, не желают. Каждый сбор средств заканчивается народным возмущением. А кто-то не намерен заплатить даже положенное. Задолженность населения перед управляющей компанией «Союз» сейчас составляет более 700 тыс. рублей. Самое обидное, что воздействовать на должников, кроме уговоров, нечем. Отключать их от коммунальных благ нельзя: не позволяют конструктивные особенности.
Не успел Логинов разобраться с этими проблемами, вскрылись новые. В соседнем селе Пионер люди вступили в товарищество собственников жилья. Но вскоре пожалели об этом. Сельчане быстро поняли, что без профессиональной управляющей или обслуживающей организации очень тяжело. Аварии в селе теперь  устраняют  долго и трудно: пока деньги соберут, пока найдут исполнителя… Тем временем дома медленно разрушаются, ведь им, как любому сложному организму,  требуется  постоянная поддержка и профилактика. Таким образом, жильцы этих многоэтажек снова оказались на распутье. Местные власти решили полюбопытствовать, не возьмется ли частная компания управлять и этими домами – по-соседски.
– По-человечески жильцов жаль. Но, если не пересмотреть имеющиеся сейчас тарифы, мы не получим ничего, кроме убытков, – признается Александр Логинов.
Дело в том, что в 2008 и 2009 годах администрация сельсовета утверждала заниженные тарифы на водоснабжение и водоотведение. Это не голословное утверждение.  Бизнесмен обращался в специализированные организации (ООО «Финком» и ООО «АРН-Аудитор»), и согласно их расчетам получается, что тариф, скажем, на холодную воду в 2008 году был занижен на 16 процентов, а в 2009 – на ¬
13, на водоотведение – соответственно, на 7 и 5 процентов. А прибыли управляющих компаний складываются за счет разницы между реальной стоимостью коммунального ресурса и ценой, которую платят за него жильцы. При утвержденных расценках УК «Союз» работает себе в убыток.
О необходимости поднять тарифы хотя бы так, чтобы компания, как минимум, «вышла в ноль», Логинов не раз заговаривал с главой Яснополянского сельсовета Татьяной Сорокиной. Но та не торопится откликнуться.
– Я нахожусь между двух огней, –  разводит руками Татьяна Дмитриевна. – Повышу тарифы – взбунтуются жители. Оставлю прежними – откажется работать частник. Вот и приходится лавировать посередине!

Утонет или выберется?
Несмотря на вложенные в дело деньги и силы, Логинов сейчас серьезно подумывает о том, чтобы уйти с рынка ЖКХ. Уж больно много проблем, а поддержки не дождешься.
Если это случится, жителям Ясной Поляны не позавидуешь. В лучшем случае бизнес приобретет кто-то другой, но серьезного предпринимателя вряд ли заинтересует нерентабельная деятельность. А в худшем – жильцы рискуют остаться вообще без воды и тепла. И как тогда будет выпутываться из ситуации Сорокина, которая по 131-му закону отвечает за обеспечение населения коммунальными ресурсами?  
Возможно, выходом и для людей, и для частника станет утверждение индивидуальных тарифов, которые будут действовать строго определенный срок. Чтобы и людям не слишком накладно было, и у бизнеса появился стимул. Но к решению этого вопроса должны подключиться не только муниципальные чиновники, но и районные власти и областное управление ЖКХ.
Пока же складывается впечатление, что районные чиновники смотрят на УК «Союз», как на лягушонка, упавшего в банку с молоком: выберется – не выберется?  А потом начнутся разговоры о том, что реформа коммунальной сферы буксует. Власти действительно хотят перемен или играют в очередную игру, фишки в которой – простые люди?
Конечно, каждое повышение тарифов – это новая головная боль для нас и удар по семейному бюджету. Может, чтобы вырваться из замкнутого круга, все-таки стоит напрячься и заплатить нужную сумму? Но при одном условии: пусть будут четкие юридические гарантии, что с помощью этих денег коммуналка выберется из кризиса. Мы больше не хотим платить впустую и наблюдать, как рушатся наши дома.
P.S. Дорогие читатели! А как идет коммунальная реформа в вашем районе, какими проблемами живет ваш дом?  Может ли что-то изменить простое повышение тарифов? Верите ли вы в то, что коммунальный рай когда-нибудь наступит? Приживутся ли в этой сфере частные компании? Высказывайте свое мнение, приводите пути решения проблемы. Самые интересные письма мы опубликуем, а предложения отдадим в областное управление ЖКХ. Также вы можете высказать свои соображения по телефону 56-47-22 или написать по электронной почте: elsverdlova@yandex.ru.

Мнение
Владимир Лощинин, член Общественной палаты, директор Некоммерческого партнерства собственников жилья Пензенской области:
– Складывается ощущение, что в данном случае глава сельсовета просто боится напрягать вышестоящие инстанции. А зря. Нужно бороться до последнего за то, чтобы люди не остались опять у разбитого корыта. Вряд ли кто-то выиграет, если частник откажется от обслуживания домов. Я обещаю, что Общественная палата подключится к решению вопроса.

Елена СВЕРДЛОВА   

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное