Пензенцам рассказали, какие перемены происходят сегодня в школах

Пензенские учебные заведения пытаются уйти от отчетов и сконцентрироваться на разговорах о важном

Пензенцам рассказали, какие перемены происходят сегодня в школах

В общественной приемной «ПП» на вопросы читателей о школьной нагрузке, педагогических кадрах, ликвидации второй смены и новом патрио­тическом курсе ответила замминистра образования региона Оксана Милаева.

Меньше отчетов — больше общения

— Оксана Всеволодовна, мы встретились накануне профессионального праздника — Дня учителя. С какими проблемами сегодня сталкивается  педагогическое сообщество? 

— Основные проблемы — это уменьшение количества учителей в сельской местности и старение преподавательского состава. Но острого дефицита учителей в Пензенской области нет. Сегодня укомплектованность педагогическими кадрами наших школ составляет 98,6%.

В сельской местности есть потребность в учителях начальных классов, математики, иностранного языка  и физической культуры.

Средний возраст пензенских педагогов — 45 — 46 лет. Министерство образования региона и правительство области принимают меры, чтобы омолодить школьные кадры. Увеличивается количество бюджетных мест в педагогическом институте им. В.Г. Белинского ПГУ. По направлению «образование и педагогические науки» их число выросло на 28.

Летом много говорилось об изменениях в условиях труда учителей, снижении бюрократической нагрузки… Видны ли результаты этой работы?
 
— Пока мы на первом этапе и прошел только месяц учебного года — о конкретных результатах говорить еще рано. Думаем, изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сработают. Предстоит еще корректировать правила внутреннего распорядка, должностные инструкции...

Следующий шаг — снижение бюрократической нагрузки на школу в целом. Нужен фиксированный перечень отчетных документов, а также единая межведомственная информационная система для автоматической выгрузки справок и получения любой информации без запросов. Тогда действия ведомств будут согласованы, отчетность минимизируется. У педагога освободится время для его основной работы — обучать, воспитывать и поддерживать ребенка.

О второй смене и патриотизме

 От наших читателей поступают вопросы о второй смене и так называемой «подсменке». Если год назад это явление можно было бы объяснить профилактическими мерами против распространения коронавирусной инфекции, то сейчас эпидситуация не так остра. Что делается в области, чтобы ликвидировать вторую смену?

— Сегодня в две смены работает 22 школы региона. Главная причина — активное строительство новых микрорайонов в Пензе и в селах, которые становятся частью городской агломерации. Подобную картину мы наблюдаем, например, в Засечном.  Переезжая в современные новостройки, сельское население рассчитывает сразу получить и образовательные, и медицинские услуги. К сожалению, социальные объекты не так быстро возводятся, как дома. Но в регионе идет процесс строительства современных школ в рамках федерального нацпроекта «Образование». Введены в эксплуатацию школы № 66 (660 мест) и № 79 (1100 мест) г. Пензы, в поселке Мичуринском (225 мест), ведется строительство школы в Городе Спутнике (2425 мест), в микрорайоне ГПЗ по ул. Измайлова, 76 (1100 мест) г. Пензы, в селе Чемодановке Бессоновского района (375 мест).

В период с 2023 по 2024 год будут построены школы в Бессоновке (550 мест)  и в пензенском микрорайоне Заря (1100 мест).

Отмечу, что согласно нормам СанПиН, в первую смену обучаются ученики 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов, а также классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Остальные могут быть переведены во вторую смену, если организация не в состоянии иначе организовать образовательный процесс.

С этого года в школе введены еженедельная церемония поднятия Российского флага и классные часы «Разговоры о важном». Многие родители до сих пор считают, что это лишняя нагрузка на детей. Какова цель этих нововведений? 

— Проведение классных часов в рамках проекта «Разговоры о важном» — это внеурочная деятельность, но она входит в образовательный стандарт и является обязательной. Содержание и поурочные планы этого курса выложены в открытый доступ. Если их изучить, то сразу будет ясно, что это воспитательная работа, направленная на понимание учащимися важных моментов в развитии российской государственности, важного места нашей цивилизации в развитии мирового сообщества. Дети будут знакомиться с биографиями великих русских ученых и выдающихся личностей. Так, ближайшие «Разговоры о важном» будут посвящены юбилею Циолковского. В курсе внеурочных занятий рассматриваются памятные исторические даты, краеведческие материалы. Это разговор о роли личности в истории, о том, что нас объединяет и делает единым народом.

Воспитать Человека 

 2023 год объявлен президентом Путиным Годом педагога и наставника...

— Сейчас многое в системе образования переосмысливается. Все чаще стали говорить о том, что в российской школе не должно быть «образовательных услуг».

Нам важно уделить время не только освоению необходимого минимума образовательных компетенций, но и воспитанию детей. Одной из главных задач системы образования становится воспитание Человека, гражданина и патриота.

В частности, сейчас идет внедрение института советников директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и молодежными организациями. Это пилотный проект, и Пензенская область принимает в нем участие.
 
Мы с вами еще помним о таком важном человеке в школе, как пионервожатый. Он не был завучем по воспитательной работе, это не административная должность, которая занимается отчетами и планами. Советник директора по воспитанию — это такой современный аналог пионервожатого.

Сейчас воспитательный компонент является дополнительной нагрузкой у классного руководителя (социального педагога или психолога, если таковые есть в школе).

Мы надеемся, что Пензенская область активно включится в еще один важный проект — создание центров детских инициатив. Это не совсем продленка. Это место, где дети могут проводить время, участвовать в различных мероприятиях, проектной деятельности. Это расширение возможности досуговой деятельности учеников. Организацией такого центра в школе как раз будут заниматься советники по воспитанию.



Автор: Наталья НАЗЕМНОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное