В Пензе памятник заводчанам, павшим в годы ВОВ, оказался на стоянке автомобилей

В Пензе памятник заводчанам, павшим в годы ВОВ, оказался на стоянке автомобилей

Серую стелу с надписью «Их нет, но они с нами» едва видно за «железными конями»

Бывший завод «Автомедтехника» ныне популярная ярмарка. Справа от здания находится небольшая площадь, когда-то это тоже была территория завода, а теперь здесь паркуются автомобили. В центре города свободных мест не хватает, поэтому машин всегда много. Фактически на стоянке оказался памятник павшим воинам – серая стела с надписью «Их нет, но они с нами» и 57 фамилий на металлических листах.

Дочь рядового

Нам удалось разыскать дочь одного из погибших солдат. Вера Николаевна Болтовская уже почти не выходит из дома, передвигается на костылях.

Она вспоминала, как жила с родителями в заводском доме, который стоял на улице Глухой, бок о бок с предприятием (сегодня ни от дома, ни от самой улицы ничего не осталось). Отец, его звали Николай Яковлевич Рытов, работал на заводе главным бухгалтером.

Много лет спустя и сама Вера Николаевна поступила туда же и проработала инженером-конструктором всю свою жизнь.  

Николай Рытов участвовал в Первой мировой войне и в финской кампании 1939 года. В 1942-м снова ушел защищать Родину, опять рядовым.

Вера Николаевна хранит в памяти последнюю встречу с отцом. Им с матерью сообщили, что эшелон, в котором среди многих находится и Николай Яковлевич, проследует через Пензу-III. Они побежали на станцию, долго метались по перрону вдоль длиннющего состава, выкликая  имя отца, и тот нашелся, и они обнялись.

Состав ушел в Сталинград. Отец прошел сквозь сито самой кровопролитной битвы ХХ века, а погиб в 1944 году при освобождении Венгрии, у города Кюрте.  

При директоре Федоре Васильевиче Кутыркине завод переживал пору расцвета. По его инициативе (он был сам из фронтовиков) в 1975 году, к 30-летию Победы, у проходной предприятия торжественно открыли памятник. На его металлических листах были выбиты имена заводчан, не вернувшихся с войны.

К своему удивлению среди них Вера Николаевна не нашла фамилии отца. Она не раз возмущалась этим фактом, но только после обращения к председателю заводского профкома Светлане Пинишиной несправедливость исправили. В 1982-м году к памятнику добавили еще одну стелу с именами погибших.

Вдова Николая Рытова, которая так и не вышла замуж, совсем немного не дожила до этого момента.

В тихое место   

Памятник создавали сами рабочие. Каждый год в День Победы здесь проходил торжественный митинг. Пару раз с помощью шланга, по которому подавали газ, даже сооружали Вечный огонь. Но от этой затеи отказались, потому что ну какой Вечный, если только на день?

В 90-е, как и большинство российских предприятий, «Автомедтехника» оказалась на боку. И вот сравнительно недавно инженерный корпус продали под мебельный салон, а в производственном цехе, после многих лет запустения, открылась ярмарка, которую горожане называют вторым центральным рынком.

Бывшие заводчане до сих пор не могут смириться с переменами. Экс-начальник снабжения Николай Коновалов, например, признался, что когда проходит мимо, то опускает глаза, чтобы не смотреть на родной завод, превращенный в базар.

Мебель — красивая, машины вокруг — красивые, а ситуация с памятником — некрасивая.

— Павшие воины, — говорит Николай Сергеевич. — Это святое. Недаром пожилые люди крестятся на могилы солдат, как на иконы. Памятники, как и храмы, настраивают душу на вечное, торг здесь неуместен. Как и парковка машин, и рекламные надписи, кричащие со всех сторон.  

Дочь солдата Николая Рытова  и другие заводчане, с кем общались корреспонденты «ПП», понимают, что едва ли коммерсантов попросят с заводских площадей, хотя именно этого им и хочется. Но раз уж колесо экономической истории нельзя повернуть вспять, тогда, наверное, надо памятник переносить? С положенными почестями, торжественно, в какое-нибудь тихое место.

Из истории предприятия «автомедтехника»

Основано купцом Соколовым в 1858 году как литейно-механический завод. Во время Первой мировой здесь выпускали мины и кавалерийские шпоры. В 1918-м, после национализации, стал называться Первым механическим заводом «Красный пахарь». «Пахарь» — потому что выпускали сельскохозяйственные машины. С 1932-го освоили производство дезинфекционных камер. Во время ВОВ также выпускали авиабомбы.  После войны предприятие  становится ведущим в России по производству дезоборудования, химаппаратуры и медтехники.

В 1989-м переименован в завод «Автомедтехника». Предприятие действует до сих пор, хотя его площади значительно сократились.



Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное