«Мы из Пензы. Откуда!?»: Как прошли съемки фильма «Портрета милые черты»

«Мы из Пензы. Откуда!?»: Как прошли съемки фильма «Портрета милые черты»

В среду, 22 ноября в Музее одной картины представят полотно «Девочки-сестры». Написал ее в 1879 году академик живописи Иван Макаров. На ней изображены дочери пензенского помещика Елизавета и Наталья Араповы — внучки Натальи Пушкиной-Ланской. Эта одна из самых любимых посетителями Пензенской картинной галереи им. Савицкого картин.

Ее демонстрация как всегда будет сопровождаться показом фильма «Портрета милые черты». Руководителем проекта является директор галереи Кирилл Застрожный. Режиссер и автор сценария — Лариса Трушина, оператор — Капитолина Трушина. Фильм снимался в Пензе, Наровчате (там находится Пушкинский центр им. Пушкиной-Ланской, расположенный в бывшем Путевом дворце помещика Ивана Арапова), и Санкт-Петербурге.

Героев ленты сыграли актеры пензенского драмтеатра: Наталью Николаевну Пушкину-Ланскую — актриса Елена Ушкина, художника Ивана Макарова — Сергей Дрожжилов.


Семь счастливых дней

В роли ведущего, читающего авторский текст, выступает Павел Тачков. Он поделился своими впечатлениями о съемках в Санкт-Петербурге:

— Если первый фильм мы делали только в интерьерах Картинной галереи, часть эпизодов второй картины снимали в Ульяновской области, то съемки третьего фильма проходили в Санкт-Петербурге, чему, конечно, мы были несказанно рады.

Причем снимали фильм семь дней, а в культурной столице провели целых четыре дня, хотя планировали гораздо меньше. Но киногруппу поставили перед фактом: Русский музей давал разрешение на съемки только в среду, музей-квартира Пушкина только в понедельник и никак иначе. Так что группа поневоле оказалась намного дольше в таком прекрасном месте, о чем, естественно, никто не пожалел.

— Многие синхроны мы писали не только в музеях, но и на улицах города — на Дворцовой площади, Исаакиевской площади, на фоне Невы, — продолжает Павел. — Но самое интересное, конечно, происходило в музеях. Так, в музее Пушкина нас встретили словами: «Вы откуда? Из Пензы? Откуда??? Ладно, у вас 20 минут». Как так? Мы даже растерялись, ехали за столько километров, а времени дали только на то, чтобы разложить аппаратуру.

Однако благодаря подготовленности группы, глубокого знания темы Ларисой Трушиной, четкого плана действий и, конечно, обаяния пензяков, сотрудники музея заинтересовались их работой. В результате группа провела в музее три часа. Пензякам показали даже то, что они не планировали увидеть: их водили в хранилище музея, познакомили с хранителями — людьми необыкновенными, показали картины, которые редко кто видит.

— Благодаря нам питерцы узнали больше о Пензе и о Музее одной картины, — отметил Павел. — Их удивило и наличие такого музея и та тщательная подготовка к съемкам, которую продемонстрировала группа. Можно смело сказать, что мы подружились с сотрудниками музея, и они узнали о Пензе гораздо больше.


Встреча с Римской-Корсаковой

Еще один день был отдан съемкам в Русском музее. 

— Много времени опять ушло на то, чтобы рассказать о цели нашего визита, расположить к себе сотрудников, — продолжил Павел Тачков. — По большому счету эти люди очень заняты: их в одной комнате ждала японская делегация, в другой — китайская, а тут мы из провинции нагрянули.

В музее пензяки познакомились с легендарной женщиной, заведующей технологическим отделом Светланой Викторовной Римской-Корсаковой, дальней родственницей известного композитора.

С 1972 года она изучала работу Ивана Макарова «Портрет Пушкиной-Ланской», определяя ее авторство и только недавно доказала, выступив перед пушкинистами-питерцами, что этот портрет принадлежит кисти Ивана Макарова, а не Тимофея Неффа. А вот московские пушкинисты все же не согласились с ее мнением.

Картиной «Девочки-сестры» и фильмом посетители музея смогут наслаждаться в течение года.

— Картина это не только застывший эпизод в красках, это история с переплетением судеб, городов, фактов, — высказался Павел Тачков. — Музей одной картины прекрасен, тем, что человек погружается в эпоху, во взаимоотношения персонажей, в хронику событий, связанных с полотном.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER