«Ласточка» для Антонины
Пензячка всегда хотела научиться играть на пианино, но исполнила мечту, разменяв девятый десяток
Три инструмента прошли через жизнь супругов Миряевых.
Аккордеон
Это был трофейный немецкий «Hohner» – новый, клавиши перламутровые, меха с золотым отливом. Ремни скрипели и пахли кожей.
С аккордеоном Василий Миряев возвращался в 1945 году из Берлина. Ехал на поезде в Куйбышев. Когда состав сделал остановку на станции Селикса Пензенской области, молодой фронтовик отвернулся от окна и вцепился в сиденье – опасался, что посмотрев на родные места, не выдержит и сбежит, ведь он не был дома больше пяти лет и так хотел обнять родителей!
С позиции сегодняшних дней такое поведение кажется даже жестоким по отношению к матери и отцу, тоже тосковавших по сыну. Но люди в ту пору были немного другими. Когда в
1940 году Миряева, студента Куйбышевского инженерно-строительного института, призвали в армию, он дал обещание самому себе, что как только демобилизуется, вернется на учебу. И не мог не сдержать слова. Вот и «просвистел» мимо родного дома.
В Куйбышеве Василий Петрович махнет трофейный аккордеон, на котором играть не умел, на костюм – чтобы не в солдатской гимнастерке сидеть на лекциях, а в штатском.
А через год переведется поближе к дому – на строительный факультет Пензенского индустриального института.
Гитара
Все Тонечкины родные виртуозно владели гитарой, играли на слух, музыкальных школ не оканчивали. В 30-е годы в Пензе было голодно, и семья подалась на Урал. Кормились тем, что ездили по деревням, выступали, агитировали на выборах. На тех концертах и Тоня научилась игре на гитаре.
Потом семья вернулась в Пензу. Девушка окончила десятилетку и устроилась работать в библиотеку индустриального института.
Там, в вузе, Антонина и Василий познакомились, а весной 1950-го поженились. 64 года вместе, душа в душу! В следующем году, Бог даст, отметят железную свадьбу.
Супруга большую часть трудовой биографии так и прослужила в библиотеке. А Василий Петрович прошел путь от рядового инженера до начальника домостроительного
комбината.
В нашем городе под его руководством строились первые крупнопанельные дома, поднимались новые кварталы. Василий Миряев участвовал в возведении Чистопольского часового завода (Татарстан), Лебедянского машиностроительного (Липецкая область), завода «Белинсксельмаш» (Пензенская область). К боевым наградам добавил орден «Знак Почета».
По отцовским стопам пошли и наследники. Дочь Миряевых – инженер-проектировщик, сын – доцент Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, внучка – главный инженер строительной фирмы, внук – архитектор.
Пианино
Ветеран Великой Отечественной войны всегда живо интересовался новым. На 90-летие родные подарили ему компьютер, он его освоил и сделал неожиданный вывод: раз у него все получилось, пусть и супруга, которая всегда сожалела, что не умеет играть на пианино, попробует научиться. Василий Петрович приобрел по объявлению в газете бэушную «Ласточку».
– Я как раз вернулась в Пензу из командировки, – рассказывает дочь Елена. – Звоню родителям узнать, как дела. И папа говорит, что мама на пианино подбирает «Катюшу». Я опешила, но потом, конечно, порадовалась за них и еще больше зауважала.
Они и сегодня, спустя пять лет, проводят вечера за музыкальным инструментом. Василий Петрович поет, а Антонина Владимировна аккомпанирует.
…Этой осенью исполняется 70 лет строительному факультету. Прежде он входил в состав Пензенского индустриального института, нынешнего ПГУ, а в 1958 году на его базе был образован строительный институт, сейчас это ПГУАС.
Миряев как один из первых выпускников факультета тоже приглашен на юбилей.
– Там, наверное, будет своя концертная программа, любителям выступить не дадут, а жаль, мы бы с Тасюрой зажгли! – шутит Василий Петрович.
Желайте, и все случится!
Так сложилось, что музыке у нас учат в детстве, причем считается, чем раньше начать, тем значительнее может быть результат. В пример приводят Моцарта, который в три года сел за клавесин и в результате стал величайшим в мировой истории музыкантом и композитором. Желающих приобщиться к гармонии после 18 лет система образования как-то не воспринимает всерьез. Может быть, зря?
По словам педагогов музыкальной школы № 1 города Пензы, к ним достаточно часто обращаются молодые люди лет 20. Они говорят, что в свое время не захотели учиться, потому что их заставляли, а теперь созрели и хотят официально посещать занятия. Педагоги вынуждены отказывать, даже если ученик готов платить — в здании не хватает площадей.
Те, кому за 40, на дипломы уже не покушаются. Покупают инструменты и учатся играть самостоятельно, изредка обращаясь к педагогам за консультацией. Например, один предприниматель, решивший освоить игру на баяне, так объяснил свой поступок: «Надоело все! Хочу прекрасного!».
— Моя знакомая, выйдя на пенсию (она живет на Западной Поляне), тоже купила пианино, чтобы подбирать песни и самой себе аккомпанировать. И у нее неплохо получилось, — говорит замдиректора школы Наталья Николаевна Николаева.
Она же рассказала о жителе Заречного, военном в отставке, который захотел научиться играть на домре. Он освоил весь школьный курс. Впечатленные его прилежанием педагоги, а они в подавляющем большинстве женщины, разрешили мужчине сдавать экзамены наравне с детьми.
Наша землячка Лидия Жарова в настоящее время живет в Санкт-Петербурге и работает в частной музыкальной школе. В культурной столице нашей Родины поддерживают стремление горожан учиться музыке в любом возрасте. В этой школе преподают даже звезды оперной сцены, профессора из консерватории. Им — приработок, ученикам — радость. Самой возрастной «школьнице» — 72 года, и бабушка на общих основаниях учит сольфеджио. Лидия с теплым чувством рассказывает о пожилом ученике, который попросил школьную администрацию разрешить ему платить не сразу всю сумму, а по частям — так, по его словам, легче утаивать деньги от бдительной супруги. «Не поймет она моего желания учиться, — сказал дедушка, — а я без музыки не могу!».
Лидия Жарова с детства мечтала играть на гитаре и, став взрослой, постоянно упрекала родителей за то, что те не отдали ее в музыкальную школу. Но судьба распорядилась так, что девушка получила возможность брать уроки игры на бас-гитаре в школе, где она работает. Чтобы совершенствовать мастерство, Лида записалась еще и в оркестр народных инструментов, где играет на бас-балалайке.
Читайте также:
В конкурсе на лучшую статью о Лермонтове приняли участие 105 школьников
Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER