«Месть» супермаркетам

Губернатор рекомендует переработчикам сельхозпродукции «наказать» магазины

Сегодня в сурской глубинке днем с огнем не найдешь деревенское молоко. На прилавках сельмагов – молочная продукция из Мордовии, Самарской области и даже из Подмосковья. Что называется, дожили! 

А откуда взяться молоку, если в деревне порезали всех коров? Почему порезали? А куда бедным крестьянам девать излишки молока? Либо перерабатывающего предприятия в округе нет совсем, либо оно есть, но одно. То есть монополист, который в отсутствие конкурентов творит что хочет – занижает закупочные цены.

Слабое звено

Где же выход из этого замкнутого круга? Он – в создании малых предприятий по переработке местного молока. Так уже поступили в Земетчинском, Пензенском, Неверкинском, Вадинском районах нашей области. Пусть объемы производства небольшие, но потребности местного населения в кисло-молочной продукции малые предприятия перекрывают полностью. Могли бы они снабжать и областной центр. Да сделать это непросто. Между  ними и покупателями стоит промежуточное звено – торговля, которая диктует свои условия.

Розничные продавцы неохотно берут экологически чистое, свежее, полезное. Потому что, как все настоящее, оно быстро портится. Гораздо проще закупить товар со сроком годности, как у тушенки. Подумаешь, нет в нем витаминов! Зато поставил на прилавок, и хоть трава не расти.

С диктатом торговли сталкиваются не только малые предприятия, но даже крупные молокозаводы. Например, «Каменка-молоко-2».

Откаты виноваты

Ежедневно это предприятие перерабатывает десятки тонн молока. Главная статья дохода – сливочное масло. Еще выпускают варенец, ряженку, кефир, сметану, творог.

Вкус масла, изготовленного из каменского молока, известен не только в Пензенской области, но и далеко за ее пределами. А вот «кисломолочкой» пока лакомятся только каменцы. Да и то если успеют.

Дело в том, что на витринах местных магазинов кефир и сметану можно увидеть только до обеда – их быстро разбирают. А торговля берет их понемногу, предпочитая «молочку» иногородних производителей. Эта тема была поднята во время визита в Каменку губернатора Василия Бочкарева.

Попробовав заводскую ряженку, глава региона попросил еще. По душе пришлась. На вкус – деревенская. При ее производстве не используются стабилизаторы. Да и оборудование здесь новое, самое современное.

Недавно на предприятии сменился собственник. Новый хозяин вложил в реконструкцию завода свыше 9 миллионов рублей. Рассчитывал на отдачу, а ее «убивает» родная торговля.

Узнав о проблеме, губернатор нахмурился.

– Все мы знаем, что в этом виноваты «откаты», которые получают магазины, – заявил Василий Бочкарев. – Давайте проучим торговлю. Приобретите несколько автомашин, с которых будет реализовываться ваша продукция с минимальной надбавкой. И ставьте их около торговых центров! 

Мини-лавки

Подобные проблемы не только у «молочников», но и у производителей мяса, птицы, рыбы.

Чтобы их решить, по поручению губернатора мэрия Пензы выделила на территории города, около крупных супермаркетов, 29 мест для бесплатной торговли. По словам начальника Управления по развитию внешних связей и потребительскому рынку Пензы Надежды Миляевой, каждое место будет закреплено за определенным районом области.

А сколько стоит «наказать» торговлю?

Если речь идет о специализированной автолавке, то свыше полумиллиона рублей. Есть «месть» и подешевле: пикап, оснащенный холодильными установками по цене в 200–250 тысяч рублей. Купить можно в складчину, на два-три хозяйства.

Сбыт – в шагмаги

Но даже если такие траты не по карману – не беда. Можно договориться о поставках молока, мяса и рыбы с шагмагами. Самое сложное будет получить ветеринарное заключение по месту расположения хозяйства. Но и это решаемо – было бы желание.

Куда расфасовывать продукт? В пластиковую тару! Благо сейчас это не проблема: есть коробки под творог, пластиковые полутора-двухлитровые бутылки, контейнеры под рыбу.

Заметим, что в Москве владельцы магазинов уже сами ищут поставщиков сельхозпродукции. Ведь придя за деревенским молоком, покупатель купит и свежий батон, и печенье. Для столичных предпринимателей это такой маркетинговый ход по привлечению клиентов.

Компетентное мнение

Начальник Управления по развитию внешних связей и потребительскому рынку Пензы Надежда Миляева:

– На территории Пензы уже работает несколько автолавок. Они колесят по городу, делая в день несколько остановок в наиболее оживленных местах. 

Для удобства покупателей администрация областного центра подготовила специальную памятку, в которой обозначены места стоянок магазинов на колесах. Список длинный. Только под автолавки, торгующие колбасными изделиями, выделено 11 мест в Первомайском, Октябрьском и Ленинском районах. Узнать режим работы торговых точек на колесах можно в районных отделах социальной защиты населения, Пенсионного фонда, либо уточнить у самих продавцов.

Автор: Дмитрий Гулин, фото автора / "Пензенская правда" 14 июля 2009, N 53

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное