Мельпомену в Пензе считают Золушкой

Много лет детское театральное движение в Пензе и области держится на энтузиастах

Межрегиональный фестиваль театральных юношеских коллективов «Чудное мгновенье» впервые был проведен в 1997 году по инициативе Елены Ивановой, руководителя детской театральной студии «Росток». Тогда на 10-летие коллектива приехали коллеги и друзья из разных городов, и впоследствии это стало традицией.
В этом году в фестивале принимали участие около 30 коллективов: 20 – из Пензы и области, остальные – из Москвы, Челябинска, Уфы, Астрахани. Их работу оценивало авторитетное жюри, в состав которого входили столичные критики: заведующая литературной частью театра «Новая опера» Мария Честных, преподаватель Щукинского театрального училища Юлия Рихтер.
Из пензенских работ жюри отметило постановку «Полицейские» студенческого театра Андрея Полякова – приз за режиссуру. Понравились спектакли «Тринадцатая звезда» музыкального театра Светланы Орешкиной, «Каменный век» студии «Белая ворона», «Канарейкино счастье» студии «Арлекин» (г. Заречный), «Синяя птица» театра-студии «Диалог».
Все хорошо и солидно, но какой ценой? Фестиваль, необходимый детям и взрослым, старающимся воспитывать подрастающее поколение посредством театрального искусства, состоялся только благодаря энтузиазму руководителей студий и их личным средствам.
За свой счет приглашенные коллективы питались и проживали в гостиницах, чего обычно не бывает на фестивалях. Когда «Белая ворона» выезжала в Астрахань, все расходы брала на себя принимающая сторона. Еще лучше встретили театр Светланы Орешкиной в Ярославле. Им предоставили даже легендарную сцену театра имени Ф. Волкова. Это считается в порядке вещей по всей стране, поэтому многие гости были немало удивлены тем приемом, который им оказали на родине Мейерхольда.
Казалось бы, в наше время, когда за души и мозги детей борются те, кто хочет отнять у России будущее, надо ценить и лелеять любой росточек, способствующий развитию духовности и благородства у подрастающего поколения. Но один из самых мощных по силе воздействия на человека видов искусства почему-то не находит должной поддержки в городе и области. К всемогущей музе театра Мельпомене у нас относятся, как к Золушке, не пуская ее на бал.
В Пензе работают не менее 20 театральных студий, в которых занимаются ребята от 7 до 18 лет. Руководители некоторых из них, фанаты своего дела, либо получают копеечные зарплаты, либо вовсе ничего, как Елена Валентиновна Иванова. И она еще умудряется спонсировать фестиваль, отрывая средства от своей пенсии.
С помещениями, в которых занимаются дети, вообще беда. Раньше театральные фестивали проходили в ДК им. Дзержинского. Сейчас его впору переименовывать из дома культуры в дом коммерции – детских голосов там почти не слышно. Да, надо зарабатывать учреждениям культуры – кто спорит! Но возводить это в ранг высокой цели, попирая лучшие традиции и принципы, десятилетиями определявшие суть деятельности, тоже не стоит. 
Студия Ольги Битюцкой «Белая ворона» ютится в маленькой комнатке на 12-м этаже производственного здания. Светлана Орешкина, создавшая свою актерскую школу и театр при музыкальной школе №15, могла бы, кажется, выйти на городской уровень. Но по-прежнему в ее распоряжении только малюсенький зал родной музыкальной школы, где ценится и поддерживается все, что идет на пользу детям.
В Пензе есть спортивные и хореографические центры, музыкальные и художественные школы, но нет специализированного театрального центра, где могли бы репетировать и выступать юные актеры со всей области. Мы часто придумываем что-то новое и носимся с идеями, пренебрегая тем, что уже создано, что возникло не по велению извне и сверху, а по потребности и интересу самих детей и подростков. А ведь это наиболее ценное, потому что само проросло и тянется к солнцу, развивается, несмотря ни на какие трудности, ни на какие влияния чужеродных культур.

Все-таки цель культуры –­ не зарабатывание денег, а влияние на души людей.


Светлана ОрешкинаЕлена Иванова:
– Раньше, между прочим, на детские спектакли приходил и сам Рейнгольд, главный режиссер драмтеатра, и его актеры.


Светлана Орешкина:
– Мы пережили тяжелые 90-е годы только благодаря творчеству, которое не дало нам опуститься, спасло наши души от разрушения.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА, фото Никиты Данилушкина

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное