Клубни по интересам
Почему пензенские магазины закупают картофель в других регионах и странах?
Виды на урожай
Традиционно на майские праздники пензяки сажают картошку. Те, у кого есть земельные участки и силы их обрабатывать, дружно берутся за лопаты.
А как иначе? Осенью в магазинах второй хлеб дешев, зато потом цена на него кусается. В апреле у местных сетевиков стоимость килограмма доходила до 35 рублей. Причем везли дорогой товар из Египта, словно какую-нибудь экзотику. Неужто в Пензенской области своей картошки нет?
Да есть, конечно! Так, в этом году картофелеводы планируют собрать почти 85 тысяч тонн — вдвое больше, чем в прошлом.
Однако, по данным статистики, вся Пензенская область потребляет за год 150 тысяч тонн. Значит, половину этого количества, по логике, должны вырастить на огородах частники.
Но мы живем в эпоху урбанизации: население потихоньку перебирается из сел в города. Дачи есть не у всех, поэтому многие надеются на магазины.
Помоют за нас
Местные овощеводы постоянно жалуются на то, что пробиться в торговые сети нереально. И вот в одном из супермаркетов, имеющем филиалы по всей области, этой зимой появилась картошка из Богословки. Два вида: обыкновенная и (о, чудо!) мытая и расфасованная в сетки. Хочешь сэкономить — бери простую за
22 рубля, лень мыть самому — плати 27. Между тем рыночная цена на местный картофель в Пензе 30 рублей за килограмм. Неужели и до нас дошла цивилизация?
Оказалось, в сети «пробрался» пензенский овощевод Олег Мурзов (агрофирма «Раздолье»). Он начал выращивать картофель специально для магазинов «Караван». Как ему это удалось?
Олег Владимирович начал заниматься картофелем в прошлом году, хотя в сельском хозяйстве не новичок. Делал ставку на животноводство, выращивал зерновые, а тут решил попробовать что-то еще.
— Сел, все просчитал и решил рискнуть, — говорит он. — Сейчас люди хотят покупать все местное, настороженно относятся к импортным продуктам. Поэтому и сетевики заинтересованы в сотрудничестве с местными производителями.
Правда, у заказчиков жесткие требования. Во-первых, качество. Во-вторых, соблюдение объемов и сроков поставок.
— Первоначально мы должны были поставлять в магазины порядка 150 тонн в месяц без перебоев, но картошку стали хорошо разбирать, доходило и до 230 тонн, — рассказывает Мурзоев. —
Не буду скрывать, что отдавал по ценам ниже, чем мои коллеги продавали картофель оптовикам. В магазинах проходили акции, и в это время приходилось опять идти на уступки. Я прикинул: если бы работал, как все, мог бы выручить на миллион рублей больше.
Но есть и неоспоримые плюсы у такого сотрудничества — это гарантия, что выращенное будет реализовано. А иначе не угадаешь: то ли все продашь, то ли часть урожая сгниет.
Кстати, оказалось, что чистая картошка — не нечто фантастическое. У Мурзова два человека, наловчившись, вручную перемывают 2 тонны клубней в день. А расфасовывает машина.
На продажу хватит
Второй хлеб сегодня в регионе — продукт стратегический. О нем говорят не меньше, а может, и больше, чем о первом.
Мы беседуем с начальником Управления рынка продовольствия и лицензирования регионального Минсельхоза Ниной Богач. На столе у нее сетка с картофелем. Не на ужин куплена — образец привезли башмаковские картофелеводы. Тоже готовятся выйти в торговые сети.
— В 2014 году пензенская картошка должна появиться во всех сетевых магазинах, — рассказывает Нина Константиновна. — Нового урожая на это хватит. И сейчас уже местного картофеля много на прилавках. А проблемы возникают потому, что пока плохо выстроена логистика продаж у сельхозпроизводителей.
Гнилая проба
Чтобы овощеводы и представители магазинов нашли общий язык, их собрали для диалога в конференц-зале Минсельхоза.
Поделюсь интересным наблюдением: картофелеводством занимаются преимущественно мужчины в возрасте, а представители сетей – преимущественно женщины, хваткие и молодые.
Картофелеводы не слишком рвались выступать. А сетевики твердили:
— Нам нужна пензенская картошка, но только качественная!
Всплыла некрасивая история. «Магнит» взял на пробу 40 тонн пензенского картофеля у одного из производителей напрямую, минуя распредцентр. 40 процентов оказалось плохого качества — гниль, проволочник… Вот так «демонстрационный образец»!
Объединение «Магазины моего района» готово было взять 20 тонн картофеля в Колышлее. Но пришлось отправлять фуру назад — много гнилого.
И все же хорошую картошку в Пензенской области сетевики нашли. Именно с теми, кто не пытался сбыть некондицию, думается, они и будут сотрудничать.
Закупочная цена в среднем 20 рублей. Стоимость в бюджетной сфере (закупки для школ, садиков, больниц) чуть ниже. Выбраковка там гораздо меньше, однако общая потребность бюджетных организаций области лишь несколько тысяч тонн в год. Школы часть овощей для столовых выращивают самостоятельно...
Так что главные едоки картофеля — это все-таки мы, рядовые покупатели.
Ремарка
Говорят, в России пока не научились выгодно продавать то, что вырастили. Такое же ощущение возникло у меня и на встрече с овощеводами. Когда сотрудник Кузнецкого агентства по поддержке предпринимательства Борис Клюев начал рассказывать о требованиях, которые предъявляют к продукции различные федеральные сети, многие заинтересовались и попросили у него номер телефона — проконсультироваться. 24-летний молодой человек знал все: цены, подводные камни…
Где учат логистике? Борис окончил ПГТУ по специальности «Инженер-технолог машиностроения». А тонкости искусства продвижения товаров и услуг от поставщиков к потребителям изучал на практике, работая в сфере маркетинга.
Мне кажется, любой предприниматель, который занимается выращиванием сельхозпродукции, с удовольствием принял бы на работу грамотного специалиста по продажам. Но их единицы… Интересно, куда девается та орава менеджеров и маркетологов, которых выпускают наши вузы?
Автор: Алиса РЯДНОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Другие материалы рубрики

Подростки на питбайках мешают пензенцам спать по ночам
Мало нам проблем с самокатами, так на улицах городов появляется другой вид транспорта
Арбеково и Заводской район на две недели останутся без горячей воды
Расскажем, по каким адресам произойдет отключение
Пензенский суд рассмотрит дело о массовом отравлении детей
Руководитель предприятии общепита признал свою вину
Плюсы и минусы отдыха в Геленджике
Город привлекает семьи, молодежь и самостоятельных путешественников мягким климатом, развитой инфраструктурой и разнообразием жилья
Домклик: востребованность онлайн-ипотеки выросла в 3 раза
В этом году подавляющее большинство цифровых ипотечных сделок совершалось на покупку новостроек
В Пензе стартовал финал VI летней Спартакиады молодежи по прыжкам в воду
В город приехали спортсмены из 13 регионов страны
Олег Мельниченко поздравил с Днем создания органов государственного пожарного надзора
Профессиональный праздник отмечают 18 июляИзбиратели поблагодарили Вадима Супикова за организацию ремонта дорожного покрытия
Пензу посетил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков
Мельниченко поручил держать на строгом контроле благоустройство Пензы
Вадима Супикова поблагодарили за помощь в благоустройстве детских площадок