Владимир Волчихин: ПГУ — кадровая основа экономики региона
1 ноября Пензенский государственный университет отмечает 75-летие со дня основания. Президент ПГУ Владимир Волчихин — об уникальности ведущего вуза губернии и неизвестных страницах его истории.
— Владимир Иванович, в чем, на ваш взгляд, уникальность Пензенского государственного университета?
— Во-первых, он почти ровесник Пензенской области. Во-вторых, он осуществляет подготовку специалистов для всех отраслей народного хозяйства (за исключением строительной и сельскохозяйственной). Кстати, строительное направление было в индустриальном институте, прямым наследником которого является сегодняшний ПГУ, и сформировалось в самостоятельное образовательное учреждение (университет архитектуры и строительства). Все же остальные отрасли народного хозяйства «питаются», по сути, выпускниками нашего университета. Многие руководители крупных предприятий и организаций всех форм собственности — выпускники нашего университета. И так было всегда.
Я в университете с 1963 года: студент, аспирант, инженер, кандидат и доктор наук, декан, проректор, ректор, президент, и знаком по роду деятельности, да и по жизни, со многими руководителями наших пензенских предприятий. И в доперестроечный период, и сейчас многие выпускники и своих детей, и внуков направляют учиться к нам в университет, и это тоже говорит о его значимости.
— Я стал ректором в 1999 году, а до этого был первым проректором. Вузом тогда руководил Евгений Александрович Ломтев. И вот в то время мы столкнулись с такой проблемой: бюджетные места на технические специальности, особенно такие тяжелые, как, например, литейное производство, имеются, а абитуриенты не идут, выбирая специальности для дальнейшей «чистенькой» работы.
И мы начали вести работу по переходу вуза в статус университета, который давал новые возможности. Как раз завершилось строительство общежития № 5 (1993 г.) и 8-го учебного корпуса (1987 г.). Эти два знаковых здания, оба высотные, позволили расширить аудиторный фонд.
В течение двух лет мы создавали докторские советы, наличие которых предполагал статус университета: по информационно-измерительной технике, вычислительной технике и системному анализу, приборостроению и моделированию. Под эти советы были открыты соответствующие новые специальности.
Конечно, было сложно. Помню, как я полтора часа стоял перед членами УМО в Минобрнауки, защищая необходимость открытия в регионе специальности «экономика». Нам говорили, что выпускники пензенских школ могут учиться в Москве или Питере. На что я отвечал: да, конечно, можно учиться и в столицах, но наш регион не столь богат, у многих пензяков нет средств, чтобы оплачивать учебу в Москве или Питере…
А тут еще новые учебные планы, связанные с изменением политического строя в стране: из прежних были выброшены марксистко-ленинская философия, политэкономия, научный коммунизм, история КПСС. А кафедры-то остались, люди остались, терять их было неправильно.
Мы пролинцензировали подготовку специалистов по новым направлениям: например, на кафедре «Научный коммунизм» — специальность «государственное и муниципальное управление». Эта специальность сразу нашла свое место в общей картине нашего вуза. «Экономика» была пролицензирована раньше и оказалась, так сказать, на злобу дня. На базе кафедры истории КПСС окрыли специальность «связи с общественностью», а на базе кафедры политэкономии — «мировая экономика».
Кроме того, мы эти четыре специальности распределили по четырем техническим факультетам, и на эти факультеты пошел народ.
В 1999 году, уже в мою бытность ректором, открылась специальность «лечебное дело». По сути, мы создали медицинский институт с нуля: смогли открыть кафедры анатомии, биологии, физиологии, патанатомии, микробиологии.
И когда губернатор по нашей просьбе передал вузу недостроенную стоматологическую поликлинику на улице Чкалова, мы за два года построили корпус общей стоимостью 140 миллионов рублей. Все удивлялись: как это, университет строит? Откуда у него деньги, когда все кругом развалено? А мы просто сумели раньше других встать на рыночные рельсы. Так и смогли удержаться, и в 1998 году мы получили статус государственного университета, нас приняли в Ассоциацию университетов России. Это подняло вуз на новую ступень и позволило по-новому посмотреть на его развитие.
Когда мы лицензировали специальность «юриспруденция», у нас был один-единственный кандидат юридических наук в Пензе — Александр Дмитриевич Гуляков, сейчас наш ректор. Именно с его помощью нам и удалось получить лицензию, и благодаря этому мы начали развивать такое направление, как переподготовка профессиональных кадров с высшим образованием. Это тоже помогло привлечь приличные средства, которые шли на развитие университета.
Далее, уже в статусе университета, мы открывали новые специальности: и юридические, и медицинские, и технические. И сегодня никто не отрицает, что наш университет — это фундамент, кадровая основа всей экономики Пензенской области.
— Научным руководителем моей кандидатской диссертации был профессор Генрих Александрович Васильев — собственно, он меня сформировал как человека, как ученого, как администратора. Много вложил в меня бывший ректор Николай Петрович Сергеев. Достаточно долгое время я проработал с Евгением Александровичем Ломтевым — лет 15 как проректор, а в целом мы с ним прошли бок о бок около трех десятилетий. У него я многое перенял с точки зрения общения с людьми, проработки стратегических вопросов — четко, спокойно, без криков, без лишних эмоций, целенаправленно и методично. Пожалуй, эти три человека имеют особенное значение в моей профессиональной биографии.
Но и сам я учился всю жизнь, начиная со школьной скамьи. Любил физику, математику, химию, много работал, многое могу делать руками — даже дом могу построить с нуля. Это было привито мне в семье. Будучи школьником, обучался в заочной школе физтеха. Ну и, конечно, много работал самостоятельно в годы учебы в институте. Постоянное стремление работать головой, доводить любую задачу до логического завершения — я сам так развивался, и своих учеников этому учил, а их у меня много: одних только кандидатов наук — около двадцати, и столько же докторов.
Всем старался помочь, отдать все, что знаю. Этого и пожелаю всем причастным к такому выдающемуся явлению, как ПГУ, — самостоятельности, трудолюбия, целеустремленности, умения и желания непрерывно работать над собой.
— Владимир Иванович, в чем, на ваш взгляд, уникальность Пензенского государственного университета?
— Во-первых, он почти ровесник Пензенской области. Во-вторых, он осуществляет подготовку специалистов для всех отраслей народного хозяйства (за исключением строительной и сельскохозяйственной). Кстати, строительное направление было в индустриальном институте, прямым наследником которого является сегодняшний ПГУ, и сформировалось в самостоятельное образовательное учреждение (университет архитектуры и строительства). Все же остальные отрасли народного хозяйства «питаются», по сути, выпускниками нашего университета. Многие руководители крупных предприятий и организаций всех форм собственности — выпускники нашего университета. И так было всегда.
Я в университете с 1963 года: студент, аспирант, инженер, кандидат и доктор наук, декан, проректор, ректор, президент, и знаком по роду деятельности, да и по жизни, со многими руководителями наших пензенских предприятий. И в доперестроечный период, и сейчас многие выпускники и своих детей, и внуков направляют учиться к нам в университет, и это тоже говорит о его значимости.
Как завоевывали статус университета
— Вам выпало управлять вузом с 1999 по 2013 год. Каким был этот период? \— Я стал ректором в 1999 году, а до этого был первым проректором. Вузом тогда руководил Евгений Александрович Ломтев. И вот в то время мы столкнулись с такой проблемой: бюджетные места на технические специальности, особенно такие тяжелые, как, например, литейное производство, имеются, а абитуриенты не идут, выбирая специальности для дальнейшей «чистенькой» работы.
И мы начали вести работу по переходу вуза в статус университета, который давал новые возможности. Как раз завершилось строительство общежития № 5 (1993 г.) и 8-го учебного корпуса (1987 г.). Эти два знаковых здания, оба высотные, позволили расширить аудиторный фонд.
В течение двух лет мы создавали докторские советы, наличие которых предполагал статус университета: по информационно-измерительной технике, вычислительной технике и системному анализу, приборостроению и моделированию. Под эти советы были открыты соответствующие новые специальности.
Конечно, было сложно. Помню, как я полтора часа стоял перед членами УМО в Минобрнауки, защищая необходимость открытия в регионе специальности «экономика». Нам говорили, что выпускники пензенских школ могут учиться в Москве или Питере. На что я отвечал: да, конечно, можно учиться и в столицах, но наш регион не столь богат, у многих пензяков нет средств, чтобы оплачивать учебу в Москве или Питере…
А тут еще новые учебные планы, связанные с изменением политического строя в стране: из прежних были выброшены марксистко-ленинская философия, политэкономия, научный коммунизм, история КПСС. А кафедры-то остались, люди остались, терять их было неправильно.
Мы пролинцензировали подготовку специалистов по новым направлениям: например, на кафедре «Научный коммунизм» — специальность «государственное и муниципальное управление». Эта специальность сразу нашла свое место в общей картине нашего вуза. «Экономика» была пролицензирована раньше и оказалась, так сказать, на злобу дня. На базе кафедры истории КПСС окрыли специальность «связи с общественностью», а на базе кафедры политэкономии — «мировая экономика».
Кроме того, мы эти четыре специальности распределили по четырем техническим факультетам, и на эти факультеты пошел народ.
В 1999 году, уже в мою бытность ректором, открылась специальность «лечебное дело». По сути, мы создали медицинский институт с нуля: смогли открыть кафедры анатомии, биологии, физиологии, патанатомии, микробиологии.
Встали на новые рельсы
— А главное, в то время мы нашли стезю, которая помогла в короткое время заработать приличные деньги. Нам их хватило и на ремонт здания медицинского института, и на завершение строительства здания экономического факультета на улице Чкалова. Это были платные репетиторские курсы для абитуриентов области: мы создали группы индивидуальной подготовки — и это стало хорошей альтернативой частному репетиторству. Ребята, которых мы обучали на этих курсах, сдавали вступительные экзамены в вуз в более ранние сроки и, как правило, очень прилично. Потом нашему примеру последовали другие вузы.И когда губернатор по нашей просьбе передал вузу недостроенную стоматологическую поликлинику на улице Чкалова, мы за два года построили корпус общей стоимостью 140 миллионов рублей. Все удивлялись: как это, университет строит? Откуда у него деньги, когда все кругом развалено? А мы просто сумели раньше других встать на рыночные рельсы. Так и смогли удержаться, и в 1998 году мы получили статус государственного университета, нас приняли в Ассоциацию университетов России. Это подняло вуз на новую ступень и позволило по-новому посмотреть на его развитие.
Когда мы лицензировали специальность «юриспруденция», у нас был один-единственный кандидат юридических наук в Пензе — Александр Дмитриевич Гуляков, сейчас наш ректор. Именно с его помощью нам и удалось получить лицензию, и благодаря этому мы начали развивать такое направление, как переподготовка профессиональных кадров с высшим образованием. Это тоже помогло привлечь приличные средства, которые шли на развитие университета.
Далее, уже в статусе университета, мы открывали новые специальности: и юридические, и медицинские, и технические. И сегодня никто не отрицает, что наш университет — это фундамент, кадровая основа всей экономики Пензенской области.
О личном и личностях
— Расскажите о себе и о том, кто сыграл особенно значимую роль в вашем профессиональном становлении?— Научным руководителем моей кандидатской диссертации был профессор Генрих Александрович Васильев — собственно, он меня сформировал как человека, как ученого, как администратора. Много вложил в меня бывший ректор Николай Петрович Сергеев. Достаточно долгое время я проработал с Евгением Александровичем Ломтевым — лет 15 как проректор, а в целом мы с ним прошли бок о бок около трех десятилетий. У него я многое перенял с точки зрения общения с людьми, проработки стратегических вопросов — четко, спокойно, без криков, без лишних эмоций, целенаправленно и методично. Пожалуй, эти три человека имеют особенное значение в моей профессиональной биографии.
Но и сам я учился всю жизнь, начиная со школьной скамьи. Любил физику, математику, химию, много работал, многое могу делать руками — даже дом могу построить с нуля. Это было привито мне в семье. Будучи школьником, обучался в заочной школе физтеха. Ну и, конечно, много работал самостоятельно в годы учебы в институте. Постоянное стремление работать головой, доводить любую задачу до логического завершения — я сам так развивался, и своих учеников этому учил, а их у меня много: одних только кандидатов наук — около двадцати, и столько же докторов.
Всем старался помочь, отдать все, что знаю. Этого и пожелаю всем причастным к такому выдающемуся явлению, как ПГУ, — самостоятельности, трудолюбия, целеустремленности, умения и желания непрерывно работать над собой.
Автор: Наталья ТОЛКАЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Пензенцы делятся видео с концерта Вячеслава Бутусова
Зрители услышали лучшие песни «Наутилус Помпилиус»
В Пензенской области отремонтируют 15 школ по программе «Модернизация школьных систем образования»
Работы запланировано начать в 2025 году
Благотворительный фонд: цели, плюсы, минусы
Их работа регулируется федеральным законом № 135 «О благотворительной деятельности и волонтерстве»