Спектакль «Евгений Онегин» в пензенском драмтеатре: авторский взгляд
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит.
Этой строчкой из романа можно было охарактеризовать атмосферу в театре. Зрители были в предвкушении. Неудивительно! На этой сцене спектакль по «Евгению Онегину» в последний раз ставили 125 лет назад. Дело это сложное: в романе мало диалогов, но много авторского текста. Зато какого! Он давно разобран на цитаты. Непросто было решить, что выбрать, а что оставить «за кадром», ведь каждое слово – как бриллиант.
Собранье пестрых глав
Поработать с «собраньем пестрых глав» решилась молодой режиссер из Казани Гульназ Минкина. В центре внимания остались пять центральных персонажей: Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Ольга Ларина, Владимир Ленский и, конечно же автор. Он предстал перед зрителями не закадровым голосом, не простым наблюдателем, а полноценным участником действия – умным, интеллигентным, сопереживающим. Его сыграл Андрей Кулаев. И, пожалуй, эта была лучшая мужская роль в спектакле. А динамики действию помогали придать музы – их тоже было пять.Что порадовало: во-первых, бережное отношение к тексту. Никаких чужеродных вкраплений, которыми так часто умудряются сегодня «разбавить» классику. Во-вторых, костюмы и декорации. Ничего кричащего, все соответствует эпохе. Белые двери, в которых появляются и исчезают персонажи, давали режиссеру простор для второго плана, а зрителю – для фантазии. Ну и, в третьих – музыка. Можно было закрыть глаза и слушать, и уже по ней одной понимать, в какую часть романа ты проследовал вместе с автором.
Спектакль шел два часа с одним антрактом. Пресыщенный светской жизнью Онегин (таким он и получился у Ильи Кочеткова), оказавшись в деревне, рьяно пытался найти развлечений. А нашел (ну все же знают сюжет), восторженную девушку Татьяну (Агния Слепцова).
В первой части спектакля была сделана попытка развлечь и зрителя. Кое-кто в зале даже от души посмеялся. Но, на мой взгляд, сцена с Ленским (Андреем Аксеновым) и музами в бане все-таки была перебором.
«Ужель та самая Татьяна?»
После антракта все будто перенеслось в другую реальность. Началось глубокое погружение. Интересно был разыгран сон Татьяны: на сцене удалось передать мистику романа. Все было к месту: и полная луна, и медведь, и танец бесов. Мастерски была обыграна дуэль Онегина и Ленского. Почти без слов, но просто мороз по коже.Ну а потом Москва и новая встреча Онегина и Татьяны под блеском хрустальных люстр дворянского особняка. Было интересно, смогут ли пройти молодые актеры путь взросления через страдания вместе со своими героями. Им это удалось. Куда делась та деревенская простушка, с которой мы познакомились в начале спектакля? Перед нами – гордая женщина, знающая себе цену.
Финальные монологи Онегина и Татьяны зал встретил бурными аплодисментами. А когда артисты вышли на поклон, их долго не хотели отпускать.
В спектакле есть, над чем поразмышлять, и есть, с чем поспорить, например, с трактовкой образов. Но главный его эффект: пушкинские строки еще долго будут всплывать в памяти.
Автор: Лариса ГУЛИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Олег Мельниченко потребовал уделять особое внимание расчистке пешеходных зон
Работу системы ЖКХ Пензенской области обсудили на заседании регионального правительстваВ Пензенской области начался региональный этап Всероссийской олимпиады школьников
Она охватывает 21 предметНациональный стандарт синтеза данных откроет новые возможности для развития искусственного интеллекта в России
В этом году планируется утвердить проект стандартаПензенская студентка завоевала бронзу IV Российско-Китайских молодежных игр
Всего российские спортсмены завоевали 82 медали