Пик расходов россиян приходится на 35–39 лет
Больше всего денег россияне тратят в 35–39 лет, а минимальные расходы характерны для возрастов 15–19 и 75–79 лет. Такие данные были получены в результате исследования лаборатории «СберИндекс» на основе расходов клиентов Сбербанка и с учетом демографической структуры населения России.
Возрастной профиль потребления показывает, как меняются приоритеты и расходы населения в зависимости от жизненного цикла. Изучение индивидуального потребленияв этой области важнодля мониторинга благосостояния населения разных возрастов и оценки перспектив экономического роста при демографических изменениях.
Как показало исследование, в 2024 году российские потребители тратили в среднем 39,5 тыс. рублей в месяц. Меньше всего россияне тратят в 15–19 лет (23,8 тыс.), поскольку, как правило, ещё не имеют собственных источников дохода.
По мере взросления доходы планомерно растут и достигают пика — 53 тыс. рублей — в 35–39 лет. Чуть меньше — 52,3 и 51,6 тыс. — расходуют россияне 40–44 и 30–34 лет соответственно. Эксперты СберИндексасвязывают такую статистику как с высокими затратами на обустройство жилья, детей и другие сферы жизни, так и с пиком доходов, который приходится на этот период жизни.
Затем расходы планомерно снижаются, и меньше всего россияне тратят в возрасте 75–79 лет (23,9 тыс.). Любопытно, что к 85 годам среднемесячные расходы вновь немного вырастают — до 25,1 тыс. рублей.
Среднемесячные расходы россиян в 2024 году (тыс. рублей) в разбивке по возрастным категориям
С поправкой на инфляцию расходы россиян в 2024 году по сравнению с 2023-м выросли на 6%. При этом реальные траты увеличились преимущественно в возрастных группах 25–49 лет (8,8%), ставших бенефициарами роста трудовых доходов. Расходы людей старше 75 лет снизились (–3,2%). Тыве, Чувашии, Ивановской, Пензенской и Тамбовской областях — на 9,1–11,6%. А выросли расходы только в Москве, Хабаровском крае, на Чукотке, в Еврейской автономной области, Магаданской, Сахалинской и Мурманской областях.
Эксперты также проанализировали долю расходов на различные категории товаров в бюджетах людей разных возрастов, сравнив их с референсной группой 35–39 лет. Так, оказалось, что в бюджете подростков в 4 раза больше доля расходов на контент и СМИ, и на 71% — на общепит. В бюджете 40–64-летних на 4–16% больше доля расходов на строительство и ремонт, а среди людей старше 65 лет более чем в 2 раза больше доля трат на здоровье и на 47% и более — расходов на продовольствие.
Сравнение доли расходов в бюджете с группой 35–39 лет в декабре 2024 г., %
На фоне продолжающегося роста онлайн-торговли особенностью последних двух лет стал ускоренный рост расходов на маркетплейсах у населения 55–69 лет: так, в декабре 2024 года по сравнению с декабрем 2022 года средние расходы выросли в 3,6 раза – с 860–1800 рублей до 3150–6500 рублей.При этом во всех возрастах растут траты на такси и каршеринг (40–60%), медицинские услуги (45-70%) и общественное питание (20–66%).
Показатели потребительских расходов СберИндекса построены с помощью алгоритмов машинного обучения на основе анонимизированных данных Сбербанка для оценки потребительских расходов в субъектах и муниципалитетах России и по стране в целом.
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Пензенцев приглашают принять участие в диктанте «Наука во имя Победы»
Любой желающий может принять участие в акцииСаратовец «тайно» женил на себе пензячку и обманом жил за ее счет
Мужчина был изобретателен и убедителен в своей лжиУчитель из Пензы стал послом Форума классных руководителей 2025 года
Илья Исаев — учитель начальных классовВ Пензенской области стартовал отборочный этап конкурса «Мастер года»
Он носит всероссийский характерВ Пензенской области для бойцов отряда «Тигр» проходят учебно-тренировочные сборы
В Пензенской области созданы условия для отдыха детей
На образовательных онлайн-платформах Сбера обучается почти полмиллиона российских студентов
Получить новые знания, прокачать IT-навыки и выиграть призы можно в конкурсе «Цифровой марафон — 2025»
Как отзывы помогают выбрать лучшие курсы и школы
Обратите внимание на количество положительных и отрицательных отзывов