Учитель истории из села Пригородное Галина Ситникова: С этой школой у меня связано все

Здесь она училась, познакомилась с будущим мужем и в этом году отмечает 30-летие в профессии

 Учитель истории из села Пригородное Галина Ситникова: С этой школой у меня связано все

Ее ученики выигрывают олимпиады, становятся финалистами программы «Умницы и умники» на Первом канале, поступают в престижные вузы. Но Галина Михайловна скромно отмахивается: главное – в детях зажечь интерес, увидеть искру, остальное сложится само.

«Заболеть» историей

Галина Михайловна с улыбкой встречает нас возле школы им. А.В. Каляпина села Пригородное Сердобского района. Идем по коридорам учебного заведения: уютно; то здесь, то там снуют ученики – у них летняя отработка; мимо проходят рабочие – в школе идет ремонт, готовятся к новому учебному году. Заходим в кабинет Галины Михайловны. По стенам развешаны портреты знаменитых историков, на столе стопкой сложены учебники, хрестоматии, в шкафу лежат карты.

– С этой школой у меня связано все: я здесь училась, познакомилась с будущим мужем и сюда же вернулась работать после окончания института, – начинает свой рассказ педагог, пока мы осматриваемся. – Так получились, что у меня одна запись в трудовой книжке. В этом году уже 30 лет моего стажа, а я не заметила, как они пролетели. Я на своем месте, люблю свою работу, хотя порой она занимает 90 процентов всего моего времени.

Галина Михайловна родилась и выросла в Пригородном. Ее родители работали на местном часовом заводе «Маяк»: Михаил Корнеевич – токарем, Тамара Ивановна – экономистом. В семье любили читать и все свободное время проводили за книгами. Юная Галя зачитывалась романами Александра Дюма, Вальтера Скотта, Жюля Верна. В школе благодаря учителю усилилась ее любовь к истории. В седьмом классе буквально «заболела» археологией. От учителя она узнала, что в педагогическом институте на факультете истории готовят таких специалистов. Галина стала грезить только этим. 

Не изменить мечте, а изменить мечту

photo_5328201720519576232_y.jpg

– Я для себя решила, что, если не поступлю, пойду работать на часовой завод, а через год снова буду поступать. У меня было целевое направление, и экзамены я сдала на «4». Но этого было мало, думала: всё, пропала моя мечта. А когда увидела свою фамилию в списках поступивших, сначала не поверила. Первый курс показался мне очень сложным, мы не поднимая головы сидели в библиотеке вплоть до закрытия. Дальше была археологическая практика, но меня она уже не «зажгла». Я хотела в школу, видела себя только учителем, – вспоминает наша собеседница.

После окончания института молодой педагог вернулась домой в Пригородное. В добавок к диплому у нее были муж и шестимесячная дочка. 

– Я сразу вышла на работу, муж поддержал, родители тоже, – продолжила Галина Николаевна.  – Сначала ставка была всего 15 часов в неделю, а уже через год прибавились классное руководство и активная общественная деятельность. Все ругают 90-е годы, а для меня, наоборот, это было такое бурное время. Столько свободы, новых проектов, отсутствие бумажной волокиты, школа кипела, каждый день были мероприятия.

В молодом специалисте руководство школы видело потенциал.

Уметь заинтересовать

Педагог всегда строит свои уроки не по стандартной схеме. Она не просто спрашивает домашнее задание и объясняет новый материал. Она ставит перед детьми проблему, которую они сообща решают; предлагает рассуждать, чтобы у детей развивалось критическое мышление. 

– Я помню Галину Михайловну еще школьницей, – говорит завуч по учебно-воспитательной работе Людмила Викторовна Козина. – Галя выделялась, на нее можно было положиться. И когда она вернулась к нам в качестве педагога, для коллектива это было ценным приобретением. Несмотря на то что прошло уже много лет, она до сих пор молода душой. Ее проекты грандиозны, ее ученики всегда в лидерах на олимпиадах и конкурсах. Главное, она их умеет заинтересовать, повести за собой, у нее это получается безо всяких назиданий. Больше скажу, из 23 человек педагогического состава нашей школы 11 были когда-то ее учениками.

школа2.jpg

С 10 лет рука об руку

Галина Михайловна признается: если бы не поддержка любимого мужа, то она не смогла бы так отдаваться работе.

– С Олегом Ивановичем мы 42 года вместе. Познакомились, когда нам было по 10 лет, сидели за одной партой, читали одни и те же книги. Он приносил мне свои, я отдавала ему свои, потом обсуждали. Дружили до окончания школы, потом я в институт, он – в армию. Когда Олег вернулся, мы и поженились, родилась дочка Ксения, – рассказывает Галина Михайловна.

Они оба по-прежнему любят чтение и историю. Как и в детстве, обсуждают прочитанное.

– Муж увлечен историей Великой Отечественной войны. Мне интереснее 30-е годы прошлого века. А еще Олег любит копаться в саду. Все, что растет у дома, – посажено его руками, – улыбаясь, говорить педагог. – Дом у нас – полная чаша. Только вот дочка уже выпорхнула из гнезда: получила образование и строит свою жизнь в Самаре.

Любить детей, и точка

DSC_8934.JPG

В свои 52 года Галина Михайловна мечтает, чтобы ее творческий запал с годами не ушел, выгорания и усталости от работы она боится больше всего.
– Школа занимает все время, но я счастлива. Бывало, встанешь с утра – тяжело, но попадаешь в эти стены и обо всем забываешь, – говорит она.

Рассуждая о тонкостях работы и о профессиональных хитростях, Галина Михайловна отметила, что, по ее мнению, главная задача учителя – поддержка ребенка, умение вызвать у него интерес к предмету.

– Я давно заметила, что если первый учитель был строгим, то, переходя в пятый класс, дети как будто срываются. А если учитель был дружелюбным, демократичным, то ребятам легче адаптироваться к новым взрослым, – рассуждает педагог. – Для детей нужно быть другом, важно уважать личность каждого. Многие говорят, что сейчас дети сложные. Но я так не считаю. Они свободные, они слышат тебя и имеют свою точку зрения, они интересно мыслят и рассуждают. К ним просто нужен свой подход. И если его найдешь, то ребята проявят себя с лучшей стороны. Я верю в наших детей, ведь за ними будущее.

Автор: Екатерина РАЦ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER