Дворник на колесах

Дворник на колесах

Аспирант Пензенского госуниверситета Александр Тразанов вместе с коллегами разработал проект малой коммунальной машины, которая может трудиться во дворах и на улицах круглый год. Зимой — собирать снег и сразу же превращать его в воду, чтобы не создавать снежные горы на тротуарах и обочинах. А летом — поливать цветы, подметать дороги и даже менять лампочки в уличных фонарях.

Вывозить снег с улиц необходимо, но это слишком дорого, и в городском бюджете лишних средств на это нет. Так местные чиновники объясняют недовольным горожанам, почему между сугробыми ни пройти, ни проехать. Между тем в Пензенском госуниверситете уже несколько лет идет работа по созданию проекта малой коммунальной машины, аналогов которой в мире нет.

Как поступать со снегом, который убирают с городских улиц? Его отбрасывают на обочину, или вывозят на специальные полигоны. И в том, и в другом случае много минусов. Если снегопады случаются часто, сугробы возле проезжей части нередко вырастают выше крыши автомобиля. Из-за этого неудобно и водителям, и пешеходам. Зато такой способ уборки городских улиц экономит средства бюджета. Потому что, если снег вывозить подальше от жилых районов, его доставка на полигон обходится в копеечку. А возить снег, считайте, все равно что возить воздух.

Конечно, большие города вроде Москвы и Санкт-Петербурга могут позволить себе приобретать за сумасшедшие деньги снегоплавильные машины. Правда, в этом случае все равно приходится доставлять тонны снега из точки «А» в точку «Б», что с точки зрения экономики дело очень затратное. Специалисты подсчитали: затраты на перевозку снега на расстояние 10 километров точно такие же, сколько составляют затраты на плавление снега.

Время и деньги можно было бы сэкономить, если бы снег убирали и сразу же, на месте превращали в воду — в таком случае нет необходимости возить снег. Эту идею российские разработчики уже пытались воплотить в жизнь. Однако почти у всех проектов, которые создавали в нашей стране, был один и тот же недостаток: они предполагали использование коммунальной машины с прицепом. Обычно спецтехнику для уборки улиц изготавливают на базе грузовых автомобилей вроде ЗиЛа, КамАЗа или тракторов — техника крупных размеров. А если к ней присоединить прицеп, конструкция и вовсе становится громоздкой. На городских магистралях такую технику использовать еще можно, а на узких улочках или во дворах — уже нет.

Пробел решили восполнить ученые Пензенского государственного университета. В 2008 году на кафедре «Транспортные машины» стали разрабатывать коммунальную машину, которая отличалась бы компактными размерами и позволяла бы утилизировать снег сразу же после уборки, превращая его в воду. В прошлом году проект ПГУ, который представлял 23-аспирант кафедры Александр Тразанов, стал победителем конкурса «У.М.Н.И.К.».

Где итальянец не пройдет
Александр рассказывает: сначала малую коммунальную машину хотели делать на итальянском шасси. На исторической родине такие трехметровые малыши используют в основном для уборки улиц от листьев, а в России итальянцу решили поручить роль дворника с лопатой. Эксперимент по адаптации «малыша» к условиям суровой российской зимы проводили на одном из пензенских заводов. Начинка машины была итальянской, пензенские специалисты собирались дополнить ее баком для сброса снега, и японским манипулятором — чтобы «малыша» можно было использовать и для замены лампочек, и подрезки ветвей.

В процессе работы стало очевидным, что для нашей страны итальянец не очень-то годится. Из-за низкого дорожного просвета по сугробам на таком «коротышке» далеко не уедешь. Даже после того, как у машины появился привод на все четыре колеса (а сначала она была переднеприводной), из-за высокого центра тяжести сохранялась вероятность опрокинуть «малыша» при полной загрузке. Опыт остался незавершенным: в какой-то момент завод решил отказаться от услуг университета и продолжить разработку самостоятельно. Чем завершился этот эксперимент, осталось неизвестным.

Тем временем в госуниверситете пришли к выводу, что для малой коммунальной машины нужно использовать наработки отечественного автомобилестроения. Выбор пал на шасси Ульяновского автозавода. Кроме того, что оно стоило в несколько раз дешевле итальянского, у него было много других преимуществ. Во-первых, грузоподъемность в 1,5 тонны — как у маленького грузовика. Во-вторых, полный привод в наших условиях просто необходим, как и высокий дорожный просвет. Еще одно достоинство шасси УАЗа — рамная конструкция, при которой проще монтировать навесное оборудование.

Коммунальные автомобили на базе УАЗов уже несколько лет собирают в Липецке, но они делают то же самое, что и большие собратья: всего лишь отбрасывают снег на обочину. Конструкция машины, которую разрабатывают пензенские ученые, предполагает более широкие возможности ее использования.

Мастер на все руки
Принцип работы «дворника на колесах» следующий: с помощью механизма, установленного на передней части машины, снег подается с бак, расположенный за кабиной. В емкости снег плавится под действием температуры от выхлопных газов двигателя, талой воды и реагентов. После того, как снежная масса превращается в воду, и бак наполняется, ее сливают в ливневую канализацию.

Сколько снега может убрать коммунальная машина без остановки? По расчетам разработчиков, при высоте выпавшего снега в 10 сантиметров и ширине подборщика в 2,5 метра «малыш» очистит от сугробов 100 метров дороги, прежде чем потребуется слить воду. Сколько времени занимает превращение снега в воду? Александр Тразанов объясняет: это зависит от многих факторов.
Например, если использовать реагенты, процесс идет быстрее обычного, но затраты становятся больше. Когда проводили эксперимент с итальянским шасси, кубометр снега расплавили за час — но тот опыт нельзя считать точкой отсчета, признается Александр.

Руководители коммунальных предприятий Пензы, к которым разработчики обращались за консультацией, в один голос утверждали: такая машина им нужна. Ведь ее можно использовать не только зимой, но и летом – в качестве большого «пылесоса», подметать и поливать улицы. Кроме того, предусматривается возможность использования манипулятора: железная «рука» много места не занимает, зато позволяет выполнять много разных дел.

Правда, когда эта сказка станет явью, пока неизвестно. Гранта в 200 тыс. рублей за победу в программе «У.М.Н.И.К.» хватит для того, чтобы завершить определенный этап разработки конструкторской и технологической документации. Разработчики уже получили первый патент на изобретение — пока что на зимнюю модификацию. Сама коммунальная машина пока что существует лишь в виртуальном виде — переговоры с предприятиями, которые могли бы заняться производством такой техники, еще продолжаются.

В университете надеются, что партнера по проекту все-таки удастся найти в Пензенской области: если все получится, запуск производства уникальной коммунальной машины позволит создать новые рабочие места.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке